Вышла моя новая статья для газеты "Россия" касательно санкционной войны против Ирана со стороны США.
***
Помощь Ирану в интересах России и Китая
С 7 августа восстанавливается действие части санкций против Ирана, которые были заново введены Вашингтоном
после выхода из СВПД в мае. Их смысл - оказать максимально деструктивное воздействие на экономику Исламской Республики, в том числе принуждением других стран к отказу от какого-либо сотрудничества с персами, а также лишить Тегеран возможности использовать выручку от продажи углеводородов для финансирования своего участия в войнах в Сирии, Йемене и пр. Момент выбран удачно: колоссальные ресурсы, вложенные в создание «шиитского пояса», уже дают о себе знать в виде непрекращающихся антиклерикальных выступлений внутри персидского государства. Однако важно понимать, что интересы Ирана и стражей исламской революции (КСИР) зачастую не совпадают.
Разрушительный эффект санкций 2011-2016 годов оказался благоприятен для КСИР, поскольку после ухода иностранных компаний значительная часть стратегических отраслей страны перешла в управление его ставленникам. Для него возобновление ограничительных мер означает еще большее внедрение в экономику страны и контроль над теневыми финансовыми потоками. Вероятно, персы будут вынуждены применять методы для обхода санкций, которыми они пользовались ранее, например U-turn (схема продажи нефти в валюте импортера с последующей ее конвертацией в доллары США через банки третьих стран), и изобретать другие, по- скольку в ноябре вступит в силу вторая, наиболее болезненная часть эмбарго в отношении энергетического сектора и финансовых учреждений ИРИ. В этой ситуации Европа мало чем может помочь Тегерану. Выбор между вариантами: остаться на иранском рынке, подвергнувшись санкциям США, и свернуть сотрудничество с персами, сохранив политические и экономические отношения с Вашингтоном, очевиден.
Вводимый ЕС блокирующий регламент, направленный на защиту интересов европейских компаний, не смог предотвратить уход из Ирана их крупных представителей: Maersk, Peugeot, Siemens, Total и др. Причем прецедентов возмещения ущерба с помощью такого механизма еще не было, его смысл в минимизации последствий для тех, кто подвержен санкциям. Но главное, что ЕС не сможет компенсировать много- миллиардные штрафы со стороны США, наложенные на европейских нарушителей санкционного режима. Поэтому меры и про- тесты лидеров ЕС против политики Трампа дают мизерный эффект.
При этом поставленная Вашингтоном задача читается все яснее. Иран, втянутый в несколько войн усилиями КСИР, а отчасти объективно вынужденный реагировать на сложившуюся ситуацию в регионе, ведет внешнюю политику в ущерб своему развитию. Из этого следует, что каким бы влиятельным ни был КСИР, он только часть целого, а значит, в итоге ухудшение ситуации в Иране неизбежно скажется и на нем. Поэтому Трамп добивается внутреннего взрыва в Иране через принуждение КСИР к усилению присутствия в зонах конфликтов (на что КСИР охотно идет, но исходя из своих целей), что влечет рост затрат на ведущиеся войны. В момент, когда на продолжение шиитской экспансии понадобится еще больше денег, их поток будет перекрыт.
Ситуацию усугубят подрывная работа разведок враждебных государств, запуск сепаратизма в иранских останах и т. п. В интересах России не допустить катастрофы в Иране, тем более у нее ситуация во многом схожа. Наша страна может принять более активное участие в развитии инфраструктуры в Иране и закупать нефть с после- дующей перепродажей под видом своей. Используя дипломатические каналы, Москва способна в большей степени привлечь к сотрудничеству с Тегераном другие страны. Например, вместе с Пекином поддержать создание «шиитского пояса», разумеется, при условии, что основная тяжесть затрат останется за Тегераном. Такого взаимодействия с Китаем с его последующим расширением добиться реально, тем более дестабилизация персидского государства невыгодна Пекину в силу торгово-экономических связей и значения проекта «Один пояс - один путь». Поддержка Ирана должна быть коалиционной, только так можно существенно смягчить прессинг на персидское государство и получить геополитические и экономические преференции.
Первоисточник