Уже сегодня начались выборы президента США.
В принципе эти выборы в отличие от предыдущих могут стать судьбоносными, поскольку на конку стоит фактически подход во внутренней и внешней политике единственной сверхдержавы, а также ряда глобальных структур завязанных на нее (и наоборот).
Несмотря на то, что победителем смотрится Клинтон, нельзя исключать и сюрпризы, связанные с дезинформацией относительно реального соотношения численности сторонников Трампа и его оппонента.
При этом часто говорят, что Трамп является неформатным и несистемным, однако мне представляется такой подход довольно упрощенным.
В реальности данного кандидата поддерживает часть республиканцев-изоляционистов, часть национального бизнеса, чьи активы находятся на территории США и для которых создание тех же ТАТИП И ТТП является явной угрозой. Именно эти силы ратуют сценарий для США, охарактеризованный политологом Яном Бреммером как "Независимая Америка". Появлению данного направления - явно государственно-ориентированного - предшествовала политика предыдущих администраций, которые уж слишком рьяно вмешивались во внутренние дела суверенных государств в интересах наднациональных структур мирового согласования и управления, выражаясь терминологией Андрея Фурсова.
В итоге, после 11 сентября, прямого военного интервенционализма в Афганистане и Ираке, серии цветных революций на постсоветском пространстве, финансового кризиса 2008-2009 гг., второй волны цветных революций (Арабская весна, украинский кризис) у части американских элит сложилось мнение, что подобный подход приносит больше вреда для США, чем пользы, поскольку основным бенефициаром от демонтажа целых регионов и продвижения метаструктур по типу ТАТИП и ТТП является не США как государство, а различного рода транснациональные корпорации, финансовые структуры и всякого рода организации и клубы, чьи задачи сводятся к нахождению некого компромисса между глобальными финансово-промышленными кланами.
Само собой, речь идет о сугубо прагматичных соображения, связанных с тем, что тотальная глобализация всего и вся негативно сказывается на той части американского истеблишмента, чьи интересы сосредоточены, главным образом, в США. Сказанное отнюдь не означает, что бизнес этих людей не встроен в глобальный, это не так, однако здесь все дело в пропорциях. Просто им выгодней опираться на собственные силы, на сохранение рабочих мест для американцев, чтобы их место не заняли рабочая сила из других стран. Фактически их капитал, сосредоточненный в основе своей в США, помноженный на определенный консерватизм и является той основой, на которой зиждется поддержка Дональда Трампа. Поэтому если его и называть несистемным, то лишь только в том смысле, что мы наблюдаем впервые за много лет кандидата в президенты США, который относится больше к государственникам, нежели к проводникам интересов наднациональных структур.
Естественно, данная схема во многом упрощена, но таковой в первом приближении она мне представляется. В любом случае борьба обещает быть бескомпромиссной, а исход - далеко неочевидным. Его последствия будут иметь глобальное значение. Однако не стоит обольщаться относительно возможности налаживания отношений с США в случае победы Трампа; по отношению к России в стратегической перспективе политика США никогда не изменится. Её подходы - да, но не суть. Сей факт не зависит от того, кто войдет в Овальный кабинет Белого дома по итогам голосования.