Национальная разведывательная организация (МИТ) знала о готовящемся в Турции государственном перевороте и за несколько часов до событий предупредила об этом армию. Об этом пишет турецкий журнал Nokta.
Спецслужбы Турции получили данные о готовящемся мятеже за день до инцидента - 15 июля в 16:00 (совпадает с мск). В 16:30 заместитель начальника МИТ Хакан Фидан передал эту информацию заместителю командира ВС Турции Яшару Гюлеру. Вслед за этим в 18:30 руководитель Генштаба Турции Хулуси Акар приказал закрыть небо для любых полётов, в том числе военных, а также запретить передвижение войск и бронетехники, пишет ТАСС со ссылкой на турецкое издание.
Изначально планировалось, что госпереворот должен был начаться в субботу 16 июля в 03:00. Однако по той причине, что намерения мятежников стали известны разведке попытка переворота началась раньше - в ночь с пятницы на субботу.
https://russian.rt.com/article/312895-smi-razvedka-turcii-byla-osvedomlena-o-gotovyaschemsya Эту же информацию
подтвердили ВС Турции.
В результате, согласно официальной версии, схема была следующей.
Военные планировали начать переворот 16-го июля в 03.00 (мск).
Приблизительно в 16.30 информация стала известна турецкой разведке и передана высшему военно-политическому руководству, что, по всей видимости, и спасло Эрдогана от захвата с последующим уничтожением.
Эрдоган разминулся со спецназом буквально в полчаса - маловероятно, чтобы это было совпадением. Следовательно, логично предположить, что информация MIT и спасла ему жизнь.
Однако есть один вопрос, на который официальная версия не дает ответа. Как получилось, что ядро заговорщиков столь масштабного заговора - а это десятки человек из высшего генералитета - не было вскрыто контрразведкой ранее?
Тут несколько вариантов. Либо контрразведка (которой, к слову, занимается все та же MIT) опростоволосилась, либо часть спецслужбистов знало о заговоре и намеренно вводила турецкое руководство в заблуждение. Конечно, остается вариант, в котором генералы все хорошо спланировали, тем паче будучи не по наслышке знакомыми с конспиративной работой. Однако вдумайтесь: Эрдоган на протяжении многих лет проводил последовательную зачистку ВС (и это ему во многом удалось), зная об огромной роли армии в его стране и традиции военных переворотов. Это означает, что спецслужбы, кстати, серьезно отчищенные от выходцев из ВС, должны хорошенько присматривать за военными, особенно в свете довольно спорной и авантюристичной политики руководства. Даже ежу понятно, что они могут вызвать недовольство в различных - особенно военных - кругах, а значит, на них следует обратить еще более пристальное внимание.
Мы же из официальных сообщений узнаем, что-де разведке стало известно о путче приблизительно на 11 часов раньше, нежели мятежники планировали действовать. Это говорит о невозможности скрыть подготовления переворота, а потому информация была передана властям.
С учетом всего вышесказанного, мне видится правдоподобным сценарий, в котором часть высокопоставленных сотрудников MIT, будучи недовольной действиями Эрдогана, знала о готовящемся заговоре, но специально не уведомляла о нем руководство Турции. Иначе довольно трудно объяснить, как компетентные структуры оказались неспособны вскрыть заговор. Далее, поскольку за полсуток до начала активной фазы переворота той части спецслужб, которая лояльна Эрдогану, стало известно о нем, это сподвигло заговорщиков на форсированные действия. Теперь держать в тайне грядущий переворот не представлялось возможным, в результате чего даже заговорщики из числа MIT были вынуждены пустить информацию наверх.
Скрыть заговор такого масштаба крайне трудно из-за значительного количества высокопоставленных лиц, входящих в ядро - число арестованных генералов и адмиралов, участвовавших в мятеже,
уже перевалило за сотню, не говоря о других высокопоставленных чиновниках и силовиках, а с линейным ростом числа участников сговора вероятность его раскрытия растет в геометрической прогрессии. Теперь задумаемся: откуда у Эрдогана имеются источники объективной информации о настроениях в армии? Только от контрразведки и особо лояльных ему военных. Если исключить вторых и внешние факторы, то фактически единственными источниками являются спецслужбы, причем, не абы какие, а занимающиеся оперативной, в т.ч. агентурной, работой внутри военных структур. Учитывая сказанное, трудно себе представить, чтобы некоторые высокопоставленные лица из контрразведки не могли знать о готовящемся мятеже. Следовательно, без их участия он не мог быть осуществлен и только широкомасштабные приготовления мятежников преждевременно вскрыли их действия и отрицать или открыто блокировать такую информацию просто в силу количества ее источников было невозможно, после чего MIT и передала военным эти данные.
Над данный момент история с мятежом для меня выглядит именно подобным образом. Это не означает, что я претендую на истину в последней инстанции, но вышеприведенные выводы толкают меня именно к таким заключениям. Наконец, пока неясно, был ли иностранный след во всей этой истории. Наличие персонажей вроде Гюлена (с его связями в среде американских спецслужб и элите) и использовании заговорщиками базы Инджирлик дают серьезную почву для размышлений, но у меня почти нет сомнений, касательно наличия двойного дна в этом неудавшемся заговоре.