Выкладываю последнюю часть прогноза на 2016 год разведывательно-аналитической компании Strtafor.
Южная Азия
Трудные реформы в Индии
Поражение на выборах в Дели и штате Бихар в 2015 году ослабило позиции индийского премьер-министра Нарендры Моди и его мандат на проведение через парламент программы реформ в 2016 году. Под угрозой срыва оказались законы о налогообложении, о недвижимости, о доступе к электричеству, о труде и трудовых ресурсах, и о приобретении земли. Его Бхаратия джаната парти в 2016 году вряд ли получит много мест в верхней палате парламента, где она остается в меньшинстве. Среди штатов Индии, где предстоят выборы - а это Ассам, Керала, Тамил Наду, Западная Бенгалия и территория Пудучерри - только Ассам может принести ей победу. Низкие нефтяные цены помогут в 2016 году обеспечить индийской экономике темпы роста в 7%, однако нехватка энергетической инфраструктуры, большой дефицит бюджета и недозагруженность производственных мощностей будут мешать дальнейшему росту. Более того, трудности с принятием обширного закона о налогах на товары и услуги, который нацелен на упрощение запутанного налогового законодательства посредством введения единого налога во всех 36 штатах и союзных территориях, будут сдерживать экономическое развитие. (Оппозиционный левоцентристский Индийский национальный конгресс не пропустил этот законопроект в парламенте.)
Государственные банки, обремененные безнадежными долгами на 100 миллиардов долларов, в 2016 году будут потихоньку восстанавливаться, но им не хватит сил для возобновления масштабного кредитования. Профсоюзы и чиновники будут и дальше выступать против планов правительства по распродаже акций государственных предприятий. Кроме того, Моди будет трудно преодолеть раскол между традиционалистским крылом «Хиндутва» в составе Бхаратия джаната партии и более прагматичным средним классом и сторонниками бизнеса. А Индийский национальный конгресс воспользуется усилением напряженности по всей стране по вопросу нетерпимости в отношении «Хиндутвы».
Главной целью внешней политики Индии в 2016 году будет получение прямых иностранных инвестиций. Моди возобновит энергичный график поездок в поддержку своей кампании «Делай в Индии» и новой «восточной политики». Он будет стремиться к укреплению двусторонних связей с АСЕАН, Францией, Японией и США. Отношения с Непалом начнут стабилизироваться, поскольку две страны работают над реализацией трехступенчатого политического соглашения, в котором снимается обеспокоенность народности мадхеси по поводу недавно принятой конституции Непала. Принадлежащие в основном к индуизму мадхеси решили, что новая конституция не дает им пропорциональное представительство, и в знак протеста устроили блокаду. Непал обвинил Индию в скрытой поддержке этих действий. Хотя Катманду пытается умиротворить мадхеси, стратегические последствия этого события сохранятся надолго. Непал будет сближаться с Пекином, видя в этом гарантию защиты от возможной в будущем агрессии со стороны Индии. Это ослабит влияние Индии на ее периферии. (Китай уже поддерживает тесные связи с Пакистаном, вкладывает значительные инвестиции в Афганистан и Шри-Ланку, а также сотрудничает с Бангладеш в военной сфере.) Напряженность в отношениях между Индией и Пакистаном вряд ли выйдет за рамки периодических стычек по поводу Кашмира. Угроза безопасности Афганистана будет вынуждать Нью-Дели поддерживать ограниченный диалог с Исламабадом.
Пакистан за безопасность
Получив от Международного валютного фонда заем на 6,6 миллиарда долларов, пакистанская экономика на фоне низких нефтяных цен в 2016 году сохранит темпы роста в 4%. Но из-за неблагоприятной деловой среды и отсутствия реформ оказавшийся в беде энергетический сектор Пакистана будет сдерживать дальнейшее развитие. Ирано-пакистанский трубопровод и газопровод Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия будут строиться медленно, несмотря на растущую политическую поддержку этих проектов. То же самое можно сказать об экономическом коридоре Китай-Пакистан стоимостью 46 миллиардов долларов, который представляет собой серию проектов, призванных связать западную китайскую провинцию Синьцзян с портом Гвадар на Аравийском море. (В крупной юго-западной провинции Пакистана Белуджистане, где расположен Гвадар, действуют повстанцы белуджи, и их партизанское движение надо успокоить и умиротворить до начала работы коридора.) Отношения между Исламабадом и Нью-Дели станутся стабильными, так как пакистанский премьер-министр Наваз Шариф направляет внимание военных на борьбу со своими исламскими боевиками, что находится в полном соответствии с интересами Моди.
Шариф продолжит свою кампанию в целях укрепления атмосферы стабильности и безопасности в Пакистане. При этом он будет возлагать надежду на то, что ему удастся превратить свою страну в привлекательное место для крайне необходимых ей прямых иностранных инвестиций. Возглавляющий пакистанскую армию генерал Рахиль Шариф (Raheel Sharif) в 2016 году повысит значимость вооруженных сил и станет ключевым посредником на переговорах между Талибаном и Кабулом. Пакистан будет и дальше поддерживать равновесие между Россией, Китаем и США, а также между Ираном и Саудовской Аравией. Исламабад будет следить за ситуацией в Саудовской Аравии в связи с ее действиями в Йемене, и даже отправит в Эр-Рияд своих военных советников; но он постарается не вмешиваться в эти события, дабы не вызвать недовольство Тегерана.
Мирные переговоры с афганскими талибами
Афганские силы безопасности самостоятельно не смогут одержать победу над Талибаном, даже если в этом повстанческом движении продолжится раскол. Для Китая и Пакистана, которые опасаются возможных последствий от продолжительной нестабильности в Афганистане, мирные переговоры в 2016 году останутся единственным желательным вариантом действий. Однако некоторые факторы, особенно отсутствие единства у талибов, будут мешать проведению в 2016 году содержательных переговоров - если они вообще начнутся.
Последствия от боевых успехов талибов в 2015 году, даже недолговечных, таких как захват Кундуза в сентябре, сохранятся и в 2016 году. Силам безопасности Кабула будет противостоять более широкий, хотя и разобщенный повстанческий фронт, поскольку в ходе неизбежного весеннего наступления количество районов, попадающих под контроль талибов и прочих боевых группировок, всегда увеличивается. Это станет проверкой на прочность для правительства национального единства, а региональные полевые командиры, такие как генерал Абдул-Рашид Дустум (Abdul Rashid Dostum), будут действовать все более независимо от Кабула, отстаивая собственные интересы. Кроме того, насилие талибов в Афганистане может породить антипакистанские настроения в стране, а это помешает Исламабаду играть роль посредника в будущих переговорах между Кабулом и Талибаном.
«Исламское государство» и эволюция повстанческого движения в Афганистане
Прошло больше года с того момента, когда в Афганистане появилось знамя «Исламского государства», однако количество афганских боевиков, присягнувших на верность группировке, относительно невелико. В 2016 году их может стать больше, однако «Исламскому государству» со своим фирменным названием придется учитывать историческую, племенную, этно-конфессиональную, культурную и военную динамику в Афганистане. Именно эти особенности будут в наибольшей степени определять действия «Исламского государства» и предъявлять требования к нему, а отнюдь не какие-то руководящие указания со стороны «Исламского государства в Юго-Западной Азии и Северной Африке» и события в его рядах.
В настоящее время «Исламское государство в Афганистане» состоит в основном из бывших пакистанских боевиков организации «Техрик-и-Талибан» (которые изначально настроены против Исламабада), а также из разочаровавшихся афганских талибов. Несмотря на усиливающееся дробление, движение Талибан под началом муллы Ахтара Мансура и муллы Мохаммада Расула в 2016 году останется самой мощной в военном отношении повстанческой группировкой Афганистана, действующей на обширной территории. Жесткое соперничество с применением силы между «Исламским государством» и афганскими группировками боевиков в предстоящем году наверняка продолжится, однако интенсивность боевых действий между ними будет разниться от региона к региону.
Афганские боевики вызывают обеспокоенность в регионе
Союзники талибов, такие как разрозненное Исламское движение Узбекистана, в 2016 году будут действовать на территории Афганистана маневреннее и активнее. Это усилит обеспокоенность центральноазиатских государств и России по поводу безопасности на северной границе Афганистана, так как афганское партизанское движение может перешагнуть через эту границу. Поскольку пакистанские военные в ходе своего наступления выдавили боевиков в Афганистан, Исламабад в большей мере будет беспокоить рост мобильности организаций боевиков на территории Афганистана. Таким образом, напряженность на границе между Пакистаном и Афганистаном в 2016 году может усилиться.
Страны Африки южнее Сахары
Африканские лидеры цепляются за власть
Последние два года некоторые главы африканских государств, долгое время занимающие свои посты, настаивают на внесении поправок в конституции, снимающих ограничения по срокам. Тем самым, они надеются продлить свое пребывание у власти. 2016 год ничем не будет отличаться от предыдущих, особенно в Центральной Африке, где некоторые лидеры-долгожители стремятся к переизбранию.
Зоной наибольшей нестабильности может стать Демократическая Республика Конго, где президент Джозеф Кабила незаконными средствами пытается продлить себе время пребывания у власти. Среди прочего, он настаивает на внесении изменений в конституцию, которые позволят ему добиваться переизбрания на выборах, назначенных на конец 2016 года. Публично Кабила пока не объявил о своем намерении бороться за очередной президентский срок, но он продолжит попытки продлить свое президентство. Если Кабила добьется своего, в таких районах как провинция Катанга, а также Северная и Южная Киву, можно ожидать всплеска насилия. Спорадические выступления против Кабилы могут также начаться в столице.
На другом берегу реки Конго в Республике Конго президент Дени Сассу-Нгессо хочет переизбраться в 2016 году, добившись недавно внесения поправок в конституцию, которые сняли ограничения по срокам. Сассу-Нгессо вооруженная оппозиция не угрожает, а политическая оппозиция в стране слаба, и поэтому бывший солдат и марксистский лидер почти наверняка будет переизбран. И хотя Сассу-Нгессо ведет себя так же, как и Кабила, мировое сообщество редко критикует его за попытку продлить себе властные полномочия. Наверное, это связано с тем, что заявка Нгессо на власть не вызовет особой внутренней вражды - в отличие от Кабилы. Протесты и столкновения будут, но беспорядки вряд ли выйдут на такой уровень, когда Нгессо придется задуматься об отказе от власти.
Президент Уганды Йовери Мусевени пойдет на перевыборы в феврале, и хотя его призывают уйти в отставку, он со своим Движением национального сопротивления надежно контролирует ситуацию, в связи с чем риск масштабных волнений в угандийском обществе очень невелик. В Экваториальной Гвинее Теодоро Обианг Нгема Мбасого в ноябре пойдет на перевыборы. В Африке он дольше всех находится у власти, однако говорят, что у него последняя стадия рака. Теодоро Обианг хочет сделать своим преемником собственного сына, но это не понравится политической элите Экваториальной Гвинеи, и может вызвать раскол в стране на самом высоком уровне, поскольку здоровье ее руководителя быстро ухудшается.
Лидеры Руанды и Анголы будут решать, надо ли им бороться за переизбрание в 2017 году. В Руанде прошел референдум, по результатам которого президент Поль Кагаме получил возможность при желании баллотироваться на третий срок. В соседней Бурунди решение президента выставить свою кандидатуру на новый срок привело в 2015 году к вспышке насилия. Но Кагаме полностью контролирует Руанду, и он, скорее всего, будет добиваться продления срока, поскольку серьезного противодействия не встретит. Ангольский президент Жозе Эдуарду душ Сантуш имеет полное право бороться за переизбрание, но он задумывается об уходе в 2017 году. Тем не менее, в 2016-м он будет тщательно продумывать все варианты, и возможно даже назначит потенциального преемника.
Южная Африка: медленный упадок АНК
Южноафриканская экономика по-прежнему будет ощущать тяжелые последствия от снижения цен на сырье, от ослабления валюты и от социальной напряженности, которая периодически выливается в забастовки рабочих. В 2016 году рост ее экономики, согласно прогнозам, составит от 1% до 2%, и есть большой риск того, что экономические трудности страны будут усиливаться. Существуют факторы, которые в 2016 году могут удешевить южноафриканский рэнд, поскольку Федеральный резерв США рассматривает вопрос о постепенном и долгосрочном повышении процентных ставок, что создаст угрозу инфляции.
Слабость экономики будет и дальше сопровождаться напряженными переговорами с профсоюзами в горнодобывающей отрасли. Там низкие сырьевые цены будут уменьшать доходы горнопромышленных компаний, поскольку требования профсоюзов будут отрицательно отражаться на их прибыльности. Однако во многом эти требования останутся невыполненными, из-за чего повысится вероятность забастовок. Ассоциация профсоюзов шахтеров и строителей ЮАР уже запланировала восьмимесячную забастовку в секторе золотодобычи и отвергает предложения прошлогодних профсоюзных переговоров. Столь длительная забастовка может оказаться чрезмерной и неразумной, потому что члены профсоюзов уже испытывают немалые финансовые трудности. Так или иначе, Южной Африке предстоит очередной год напряженных переговоров с профсоюзами.
Нагрузка на различные области экономики ЮАР будет содействовать постепенному ослаблению Африканского национального конгресса как гегемона южноафриканской политики накануне очередного партийного съезда, запланированного на 2017 год. Самым заметным признаком ослабления положения этой партии станут муниципальные выборы 2016 года. Демократический альянс, являющийся самой крупной оппозиционной партией в ЮАР, бросит мощный вызов АНК в Претории, Порт-Элизабете и других городах, пользуясь поддержкой безработных, но образованных чернокожих южноафриканцев из среднего класса. Партия «Борцы за экономическую свободу» стремится усилить свое влияние среди рабочего класса, а также безработных или частично занятых чернокожих южноафриканских рабочих, таких как шахтеры. АНК сохранит широчайшую базу поддержки, но после 2016 года и перед общенациональными выборами в 2019 году его большинство будет постепенно ослабевать и перестанет быть абсолютным. А Демократический альянс и «Борцы за экономическую свободу» будут набирать вес и влияние.
Нигерия: медленный прогресс в вопросах энергетики, коррупции и безопасности
Назначив, наконец, кабинет министров в конце 2015 года, президент Нигерии Мохаммаду Бухари сможет теперь в полной мере приступить к реализации своей политики. Приоритетом для его администрации будет обеспечение безопасности на северо-востоке страны, потому что в районе главным образом сосредоточен «Вилаят аль-Судан аль-Гарби» (прежде эта группировка называлась Боко Харам). Но прежде всего Бухари в 2016 году будет ратовать за борьбу с коррупцией и реформу в энергетическом секторе.
Антикоррупционная кампания Бухари будет долгой и трудной. Наиболее активно он будет действовать в тех областях, которые производят прибыль, а также в сфере распоряжения ею. Прежде всего это касается нефтяной отрасли и центрального банка, а также высокопоставленных и известных руководителей. Вначале Бухари будет весьма успешно проводить свои программы, однако из-за слабости институтов власти в стране эффективность его инициатив пойдет на убыль. Меньше всего в 2016 году у него будет побед в борьбе с коррупцией, взяточничеством и волокитой на низовом уровне.
Нигерия может добиться успехов в реформировании своей нефтяной отрасли, хотя этот процесс придется продолжать и после 2016 года. И успехи там будут неоднородными. Нигерия разделит свой Закон о нефтяной промышленности на несколько частей. Наиболее оперативно она будет проводить реформы в секторе разведки и добычи, ведя переговоры по контрактам с зарубежными и частными нефтяными компаниями. А вот на реализацию закона уйдут месяцы, а может, и годы. Медленнее пойдет процесс в других вопросах, где достичь успехов будет трудно с политической точки зрения. Это отказ от топливных субсидий и всестороннее соглашение между провинциями о распределении доходов.
Бихари вряд ли полностью отменит субсидии на топливо, если только финансовая система страны в следующем году не начнет быстро ослабевать. Нигерийская валюта найра будет по-прежнему испытывать давление, как и вся экономика Нигерии. Причина - низкие нефтяные цены и возможное повышение процентных ставок в США. Нигерийскому центробанку придется вносить корректировки в валютный режим страны.
Ситуация в сфере безопасности в Нигерии в 2016 году останется относительно статичной, и особых изменений в ней не предвидится. «Вилаят аль-Судан аль-Гарби» будет и дальше представлять постоянную угрозу на северо-востоке. Однако армия Бухари будет в основном успешно сдерживать данную угрозу, ограничивая ее территорией северо-востока. Периодически будут иметь место нападения за пределами этого района, но это будет нечасто, и мятежники ограничатся слабозащищенными целями. «Вилаят аль-Судан аль-Гарби» будет по-прежнему опасен в прилегающих районах Камеруна, Нигера и Чада, и Нигерия станет и дальше координировать действия военных этих стран.
Бухари продолжит программу военной амнистии, а также включит другие механизмы, чтобы успокоить регион дельты Нигера мерами заступничества и финансовой поддержки. В результате регион этот не вернется в фазу масштабного и политически мотивированного насилия, нацеленного против нефтяной и газовой отрасли страны. Это насилие было следствием того, что дельта Нигера утратила шансы привести к власти своего президента, когда бывший глава государства Гудлак Джонатан (Goodluck Jonathan) в ходе выдвижения на переизбрание уступил Бихари. Тем не менее, преступные группировки будут продолжать грабежи, похищать людей с целью выкупа, брать заложников, взрывать трубопроводы и красть нефть по всему региону.
Западная Африка под бременем низких нефтяных цен
Подобно Нигерии, остальные страны Западной Африки будут и дальше страдать от снижения нефтяных цен. Экономические последствия отразятся на всем регионе. Среди прочего, будут дальнейшие бюджетные сокращения и снижение социальных расходов в таких странах как Габон и Ангола, но это не создаст серьезную угрозу властям данных стран (за исключением, пожалуй, Экваториальной Гвинеи).
Интересным случаем является Гана, где правительство будет испытывать острую нужду в финансовых средствах и требовать выплат от Международного валютного фонда в соответствии с рассчитанным на три года пакетом помощи, действие которого начинается в наступающем году. В связи с этим президент Джон Драмани Махама окажется в непростой ситуации в преддверии назначенных на декабрь 2016 года президентских выборов, на которых его партия Национальный демократический конгресс столкнется с жесткой конкуренцией. По условиям соглашения об оказании помощи правительству Ганы придется затянуть пояса, из-за чего расходы на осуществление различных программ перед выборами будут сокращены.
В Мали продолжатся террористические нападения, направленные как против местных, так и против западных деловых кругов и интересов. Чаще всего атаки будут происходить на севере Мали. Но ни юг, ни столица Бамако, ни юго-запад не будут в полной мере защищены от экстремистского насилия. Франция и малийская армия продолжат наносить удары и проводить рейды против различных группировок боевиков, действующих в регионе, но эти боевики вряд ли существенно ослабят темп своих нападений, особенно в северных районах.
Восточная Африка пытается нанести себя на глобальную энергетическую карту
Если Западной Африке приходится жить и выживать в условиях низких нефтяных цен, то Восточная Африка будет продолжать усилия по превращению в глобального производителя энергоресурсов. В Танзании прошли выборы, и страна приняла, наконец, свой нефтяной закон. Сейчас ее правительство приступит к совместной работе с зарубежными нефтяными компаниями, создавая благоприятную деловую среду для строительства экспортного терминала сжиженного природного газа на юге страны. В соседнем Мозамбике правительство будет делать то же самое. Итальянская энергетическая компания Eni и американская Anadarko надеются принять окончательные инвестиционные решения по проектам СПГ на северо-востоке страны. В Уганде, Кении и Танзании продолжатся переговоры о строительстве нефтепроводов, чтобы связать месторождения в районе Великих Африканских озер с экспортными терминалами, но в 2016 году заключить соответствующие соглашения в полной мере не удастся. В конечном итоге, решения международных нефтяных компаний будут определяться глобальными условиями, которые им неподвластны.
Мирный процесс в Южном Судане в 2016 году будет как и раньше идти со сбоями, но Южный Судан и Судан приступят к новым переговорам о транзите нефти и о транзитных выплатах, поскольку срок действия предыдущего соглашения, начавшийся в 2013 году, в середине 2017-го закончится. Прежний контракт на три с половиной года давал Судану примерно 25 долларов за баррель перекачиваемой нефти, но такие условия действовали при высоких нефтяных ценах. Теперь же Южный Судан получает очень мало от своего нефтяного экспорта. А поскольку цены вряд ли вернутся на прежний уровень, южносуданское правительство будет упорно настаивать на значительном сокращении транзитной оплаты в расчете на баррель. Таким образом, конфронтационная игра за доходы между Южным Суданом и его северным соседом продолжится. Но хотя обе страны в 2016 году подвергнутся серьезному экономическому стрессу, перебои с нефтяными поставками до истечения срока контрактов маловероятны (если не сказать - невозможны), так как ни Север, ни Юг не могут себе позволить прекращение экспорта.
Проблемы безопасности в Восточной Африке
Судан продолжит свои попытки усадить за стол переговоров повстанческие группировки из Южного Кордофана, Голубого Нила и Дарфура. Суданскому президенту Омару аль-Баширу удалось договориться о шестимесячном прекращении огня с Суданским революционным фронтом, куда входят Суданское народно-освободительное движение, Движение за справедливость и равенство и прочие группировки оппозиции, но срок его действия истекает в апреле 2016 года. Дальнейшие переговоры пойдут медленно, а столкновения на местах продолжатся. И наконец, после успехов суданского правительства в улучшении отношений с Саудовской Аравией и другими странами арабского мира, а также с Западом Хартум продолжит процесс сближения с внешним миром, в том числе, внося свой вклад в действия в Йемене под руководством Эр-Рияда. Быстрее всего Судан будет наводить мосты с Саудовской Аравией и прочими арабскими государствами. Прогресс в отношениях с Западом будет по-прежнему медленным, по крайней мере, пока не уйдет аль-Башир, подвергающийся резкой критике за нарушения прав человека, которые, кроме всего прочего, ему инкриминирует Международный уголовный суд.
В Мозамбике правящий Фронт освобождения Мозамбика ФРЕЛИМО и главная оппозиционная партия Мозамбикское национальное сопротивление (РЕНАМО) продолжат действия по достижению всестороннего политического урегулирования. ФРЕЛИМО будет и дальше отвергать требования РЕНАМО о предоставлении полной автономии тем провинциям, в которых РЕНАМО пользуется наибольшей поддержкой. Вместо этого правящая партия будет медленно добиваться создания такого правительства, в котором РЕНАМО участвовало бы в процессе принятия политических и экономических решений. Вопрос о разоружении РЕНАМО останется нерешенным, а это значит, что его вооруженное сопротивление низкой интенсивности в центральных областях Мозамбика, таких как Софала и Маника, будет продолжаться. Партизаны как и раньше в качестве целей для нападения будут выбирать правительственные войска, силы полиции, добывающие предприятия и объекты инфраструктуры.
В 2016 году в Сомали могут пройти выборы. Но из-за весьма опасной обстановки, сохраняющейся по всей стране, свободные и честные выборы будут невозможны. Если они состоятся, это опять будет голосование через представителей за различных клановых старейшин, но не подлинные народные выборы. Избранные старейшины кланов смогут назначить новый парламент, а тот, в свою очередь, изберет президента. Хотя это помешает действующему правительству укрепить свои позиции в сомалийской политической структуре, представительным голосованием не удастся достичь ни одной из целей, намеченных страной на 2016 год в плане обеспечения безопасности и нормализации политического процесса. «Аш-Шабаб» сможет как и раньше проводить крупные террористические нападения в стране и в ее столице.
Источник ***
Первая часть прогноза -
http://strigunov-ks.livejournal.com/432263.html Вторая часть прогноза -
http://strigunov-ks.livejournal.com/432396.html Третья часть прогноза -
http://strigunov-ks.livejournal.com/433304.html Четвертая часть прогноза -
http://strigunov-ks.livejournal.com/433708.html