Прогноз Stratfor'а. Часть III

Jan 13, 2016 21:08



Бывший Советский союз

Масштабное противостояние продолжится

Последние два года противостояние между Россией и Западом является определяющей чертой международной системы. Stratfor полагает, что это противостояние в 2016 году сохранится, хотя уровень напряженности, конфликта и сотрудничества будет время от времени и от вопроса к вопросу меняться. Война на востоке Украины может превратиться в долговременный замороженный конфликт, но боевые действия станут менее интенсивными, чем в 2015 году, хотя периодические стычки между украинскими силами безопасности и пользующимися российской поддержкой сепаратистами будут продолжаться. Минский протокол будет по-прежнему служить основой для дипломатических переговоров. Но Россия и сепаратисты интерпретируют политические компоненты Минского соглашения не так, как это делает Украина и страны Запада, и данные разночтения в 2016 году будут препятствовать более широкому политическому и военному урегулированию.

Более того, Соединенные Штаты и Европейский Союз в 2016 году почти наверняка сохранят санкции против России, если Москва не проявит готовность и желание отказаться от контроля границы между Россией и сепаратистскими территориями, и не пустит в Донбасс наблюдателей от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Однако Москва вряд ли пойдет на уступки по этим вопросам.

Тем временем, Россия и Запад будут и дальше проводить активные военные учения, наращивая группировки войск и арсеналы оружия на европейских рубежах. НАТО увеличит численность войск в Центральной и Восточной Европе, которые присутствуют там на ротационной основе, а Россия усилит авиационную и противовоздушную группировку в Белоруссии и Калининградской области. Прямого военного конфликта между российскими и натовскими войсками не будет, однако стороны станут наращивать потенциал сдерживания и устрашения, укрепляя свои военные альянсы.

Россия продолжит военные действия в Сирии, и это еще больше усложнит ее отношения с Турцией, Соединенными Штатами и Европой. Москва будет осуществлять координацию с этими странами, разрешая спорные вопросы на поле боя, особенно что касается сотрудничества в борьбе с «Исламским государством». Однако из-за поддержки, оказываемой Москвой правительству сирийского президента Башара аль-Асада, Россия будет периодически наносить удары по суннитским повстанцам, и ее военная операция может затянуться. Из-за действий в Сирии существенно ухудшатся отношения России с Турцией. Турция начнет сближаться со своими натовскими союзниками, и Москва будет проявлять осторожность в конфронтации с Анкарой. Две страны введут друг против друга торговые ограничения и отложат совместные энергетические проекты. Они будут также бороться за влияние на Кавказе, и особенно в Азербайджане, пытаясь воздействовать на переговорный процесс по Нагорному Карабаху.

Россия сосредоточится на безопасности и экономике

В 2016 году российская экономика останется важнейшим приоритетом для Москвы. Кремль принял меры защиты от негативного воздействия западных санкций, и среди прочего, начал искать инвестиции у своих соседей на востоке. Он использует российские банки для финансирования или переноса крупных проектов, требующих либо иностранных инвестиций, либо технологий, оказавшихся под экспортным запретом в условиях санкционного режима. Еще один год санкций Россия видимо выдержит, но после 2016 года они начнут угрожать финансовой стабильности страны и будут мешать ей поддерживать добычу энергоресурсов на нынешнем уровне. Поэтому Москва по необходимости будет проявлять больше уступчивости в реализации своих энергетических контрактов с Западом, одновременно стремясь к наращиванию энергетических связей с Востоком. В качестве приоритета она будет рассматривать региональные интеграционные проекты по строительству трубопроводов, такие как Восточная газовая программа и нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий океан».

Экономический рост в России будет близок к нулю. Российское Министерство экономического развития дает прогноз роста на 2016 год в 0,7%. Отправивший Россию в рецессию экономический спад замедлится. Также замедлится отток капитала и спад в промышленном производстве. В 2016 году крупным российским промышленным компаниям предстоят незначительные выплаты по внешним долгам (16 миллиардов долларов, в то время как в 2015 году эта сумма составила 30 миллиардов). Этим компаниям будет проще получать необходимую финансовую помощь от государства и от крупных российских банков на реструктуризацию своих долгов. Курс рубля продолжит колебания; российский Центробанк намерен лишь периодически осуществлять интервенции для поддержания своей валюты. Такая неустойчивость поможет российским промышленным и энергетическим компаниям, поскольку экспортную выручку они получают в долларах. Но экономическая нагрузка на российский народ усилится, хотя он уже страдает от высокой инфляции и повышения уровня бедности. Слабый рубль усугубит социально-экономические проблемы России. Из-за снижения курса рубля у россиян будет меньше возможностей путешествовать по миру. Но это не главное. Вырастут цены импортных товаров, не включенных в расчеты индекса потребительских цен. В этих обстоятельствах может усилиться социальная напряженность среди категорий граждан с самыми разными уровнями доходов, включая тех, у кого доходы средние и высокие.

Нарастание экономических проблем вызовет протесты по всей России. Кремль не будет препятствовать небольшим протестам, связанным с ухудшением экономического положения, но постарается сорвать любые крупные и хорошо организованные протестные выступления против власти. Более того, усиление антиисламской риторики со стороны властей может привести к росту ультранационалистических беспорядков, кульминацией которых станут протесты и нападения на иммигрантские общины, аналогичные тем, что имели место в 2013 году. Федеральная служба безопасности постарается воспользоваться угрозами со стороны «Исламского государства» и прочих вооруженных исламистских группировок для расширения своих полномочий и активизации деятельности на территории России и за ее пределами. Кроме того, в преддверии парламентских выборов, которые должны состояться в сентябре, Кремль наверняка закрутит гайки оппозиционным организациям и их лидерам в попытке не дать им сформировать широкое предвыборное движение.

В 2016 году усилится междоусобная борьба внутри кремлевской элиты. Начнутся споры о будущем российской энергетической политики с участием политических лоббистов крупных энергетических фирм, министров финансов, экономики, энергетики и даже спецслужб. Пунктами разногласий станет финансовая поддержка крупных энергетических фирм и проектов, вопрос о приватизации Роснефти и о лишении Газпрома монополии на газопроводную систему. Между различными ведомствами безопасности и армией возникнут противоречия в вопросе о том, кто должен руководить действиями на востоке Украины, в Сирии и других горячих точках. Между службами безопасности и военными группировками начнутся дебаты о балансе власти, влияния и о финансовых ресурсах. Возможности российского президента Владимира Путина управлять этими спорами идут на убыль, а поэтому ему придется в большей степени полагаться на самых преданных людей, которые далеки от главных точек разногласий.

Внутренние беды Украины

Продолжающийся конфликт на востоке Украины будет лишь одной из многих серьезных проблем, с которыми в следующем году столкнется Киев. Крайне правые и националистические группировки страны будут и дальше ослаблять украинское правительство, препятствуя Киеву наполнять практическим содержанием свои политические уступки сепаратистам. Это, в свою очередь, создает гарантию того, что Донецк и Луганск останутся вне зоны политического контроля Киева, хотя по необходимости стороны в предстоящем году могут частично восстановить нарушенные экономические связи.

Непопулярность болезненных мер строгой экономии и медленные темпы реформ в правовой и судебной системе могут привести в 2016 году к существенной перетряске власти в Киеве. Среди прочего, своего места может лишиться подвергающийся жесткой критике украинский премьер-министр Арсений Яценюк. Однако украинский президент Петр Порошенко наверняка сохранит прозападный курс Киева. Финансовая поддержка со стороны Запада и военная помощь НАТО и США крайне важны для выживания украинского правительства.

После десятипроцентного сокращения в 2015 году украинская экономика в 2016-м начнет медленно восстанавливаться, хотя высокая инфляция и безработица будут по-прежнему вызывать протесты и периодические волнения. Экономические связи Киева с Москвой скорее всего ослабнут, поскольку они продолжают свои споры о погашении долгов, о поставках энергоресурсов и электричества, а также о реализации Украиной торгового соглашения с Евросоюзом, которое вступает в силу 1 января. Торговля сырьем, энергоресурсами и сельскохозяйственной продукцией между Украиной и Россией пойдет на спад, потому что Киев постепенно переориентирует свою экономику, а его стратегические интересы все больше отдаляются от России в западном направлении.

Проблемы политики и безопасности на постсоветском пространстве

Украинский кризис в 2016 году будет отражаться на всем постсоветском пространстве. Белоруссия будет постепенно укреплять свои экономические связи с Западом, сохраняя при этом военный и стратегический альянс с Россией. Белорусский президент Александр Лукашенко постарается не допустить открытия российской авиабазы в своей стране, дабы избежать роста напряженности между Минском и Западом, но его позиция может измениться, если НАТО станет наращивать свое военное присутствие в соседней Польше и прибалтийских государствах.

В Молдавии из-за коррупционного скандала в проевропейском правительстве усилится поддержка пророссийских партий, однако из-за паралича политической системы страны Кишинев останется в тупике по вопросу стратегической интеграции, не зная, с кем ему быть - с Россией или с Западом. Прибалтийские страны пойдут дальше в сфере диверсификации своей энергетики, отказываясь от российских поставок, поскольку между Прибалтикой и Польшей развиваются инфраструктурные и энергетические связи. Эти страны будут продолжать усилия в сфере региональной интеграции по вопросам безопасности, добиваясь все новых успехов. Однако постоянного военного присутствия НАТО или США в Прибалтике в 2016 году не будет.

Грузия получит от Запада больше поддержки в военной области в плане учений и функционирования в этой стране нового учебного центра НАТО. Однако вопрос о вступлении в Североатлантический альянс рассматриваться не будет. Грузия станет развивать экономические связи с Россией в сфере энергетики и торговли, хотя в стратегических вопросах Тбилиси будет как и раньше ориентироваться на Запад.

В 2016 году могут произойти существенные изменения в давнем замороженном конфликте между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Россия пытается настоять на договоренности, предусматривающей передачу территорий Азербайджану в обмен на гарантии безопасности и экономические льготы для Армении. Действия России на Южном Кавказе привлекут к себе внимание со стороны Турции и США, поскольку эти страны пытаются создать противовес российскому влиянию. Если переговоры по Нагорному Карабаху потерпят неудачу, можно ожидать усиления боевых действий. Но при этом дипломатический возврат к существующему положению вещей при посредничестве России более вероятен, чем полномасштабный военный конфликт из-за этой спорной территории.

Из-за целого ряда проблем, включая экономические трудности, возвращение трудовых мигрантов из России и угрозу усиления воинствующего исламизма, в Центральной Азии в 2016 году возможно усиление нестабильности. Экономическая уязвимость вынудит некоторые страны, такие как Казахстан и Узбекистан, добиваться получения крупных иностранных инвестиций за счет плановых программ приватизации. Они вызовут определенный интерес и привлекут небольшие финансовые средства; однако ни в Казахстане, ни в Узбекистане не было реформ регулирующей базы, которые могли бы придать иностранным инвесторам уверенности и привлечь их в эти страны.

Из-за географической близости к северному Афганистану Узбекистан, Туркмения и Таджикистан подвергнутся серьезным рискам в плане безопасности, хотя власти этих стран заинтересованы в раздувании угрозы воинствующего исламизма, так как это дает им основания для подавления сил внутренней оппозиции. У России и США также появится стимул для подчеркивания этой угрозы, поскольку они реализуют в Центральной Азии конкурирующие между собой инициативы по обеспечению безопасности границ. В Каспийском море будет развиваться военное сотрудничество между Азербайджаном и Казахстаном, включая проведение совместных учений, а Запад продолжит усилия по реализации альтернативных энергетических проектов, таких как Транскаспийский трубопровод. На саммите прикаспийских государств в Астане в августе месяце Россия может выступить за делимитацию морского дна, хотя начала крупных энергетических проектов в 2016 году ждать не приходится.

Ближний Восток и Северная Африка

Все взгляды устремлены на Турцию

Турция будет самым важным действующим лицом, за которым надо пристально наблюдать. Stratfor давно уже пишет о тех силах, которые стоят за региональным возрождением Турции, и о препятствиях на этом пути. Хотя Анкара сталкивается с серьезными преградами, правительство под руководством президента Реджепа Тайипа Эрдогана находится в большей политической безопасности, и поэтому в предстоящем году будет более настойчиво действовать за пределами турецких границ.

Турция уже готовится к проведению операции к западу от Евфрата в северной части Сирии, чтобы отогнать боевиков из «Исламского государства» от своих границ. Противодействуя «Исламскому государству», Анкара хочет одновременно сдержать курдскую экспансию на севере Сирии и в конечном итоге создать зону безопасности для сирийских беженцев внутри Сирии. Турция не заинтересована в приеме новых беженцев лишь ради того, чтобы снизить обеспокоенность европейцев по поводу наплыва мигрантов, но Анкара намерена воспользоваться этой обеспокоенностью, чтобы укрепить свои позиции в Европе и добиться от нее поддержки своих военных действий в Сирии. Соединенные Штаты могут поддержать мощную авиационную кампанию Турции на севере Сирии, одновременно организовав второе наступление, главным образом, силами курдских повстанцев к востоку от Евфрата. Турция будет подчеркивать свое намерение делать главную ставку на суннитов-туркоманов и на своих ставленников из числа арабских повстанцев, которые будут освобождать и удерживать захваченные «Исламским государством» территории. Но у Анкары также будет план действий в чрезвычайных обстоятельствах на тот случай, если ей придется задействовать сухопутные войска. Более того, Турция и Соединенные Штаты будут работать с Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Катаром, а возможно и с другими арабскими странами, такими как Египет и Иордания, в попытке сколотить коалицию для борьбы с «Исламским государством» в Сирии. Это придаст ей новые силы для выполнения данной задачи, а также поможет Анкаре избежать давнего недовольства, неотвратимого в тех случаях, когда турецкие войска возвращаются на арабские земли.

Россия будет самым серьезным осложняющим фактором в турецких планах. У России в Сирии несколько целей, и Москва не отступит от партнерства с сирийским президентом Башаром аль-Асадом в своих попытках ослабить «Исламское государство». Такое партнерство означает, что России придется бороться с пытающимися ослабить правительство Сирии силами, куда входят различные повстанческие группировки, на которые в своей борьбе против «Исламского государства» делают ставку Соединенные Штаты, Турция, Саудовская Аравия, Иордания и Катар. Поскольку Россия выбрала двойную цель, воюя с боевиками из «Исламского государства» и с сирийскими повстанцами, это осложнит формирование прочной коалиции против «Исламского государства» и усилит раскол между Анкарой и Москвой.

Россия постарается сорвать турецкие военные планы, наращивая свое присутствие в Сирии. В основном это будет означать дальнейшее применение авиации на севере Сирии. Турция может и не отступить перед лицом такого напора. Возможны переговоры о разрешении конфликтных ситуаций в зоне боевых действий, но они вряд ли смогут полностью устранить вероятность мелких стычек. Поскольку российско-турецкие отношения заметно ухудшились, Москва вряд ли захочет подталкивать Анкару слишком далеко. Чем больше будет у Турции общих позиций с партнерами по НАТО, тем уязвимее будет Россия на постсоветском пространстве.

Ухудшение отношений между Турцией и Россией даст США и их партнерам из Центральной и Восточной Европы возможность вовлечь Анкару в более тесный альянс. Ни Россия, ни Турция не могут допустить полного разрыва отношений, но торговые связи явно пострадают, а стратегические энергетические проекты могут столкнуться с новыми задержками. В такой обстановке у Турции возникнет крайняя необходимость осуществлять энергетические проекты в Азербайджане и в курдских районах Ирака. Она также будет вынуждена добиваться большего прогресса в переговорах о воссоединении Кипра, дабы каким-то образом внедриться в энергетические проекты на востоке Средиземноморья.

Поле боя в Сирии поделено между ошеломляющим количеством соперников и группировок с особыми интересами. Это почти стопроцентная гарантия того, что любые попытки добиться прекращения огня или заключить окончательное соглашение о разделе полномочий будут ограниченными и не очень успешными. Иностранные игроки сегодня хотят усилить военную помощь своим ставленникам. Это создаст некое подобие баланса на поле боя, но еще больше подорвет стремление сторон к компромиссам в интересах продвижения переговоров.

Поскольку Турция действует на Ближнем Востоке все более напористо, ее соперничество с Ираном в Сирии и Ираке будет усиливаться. Укрепляя вместе с русскими правительство Асада, Иран будет использовать разногласия в курдских районах Ирака, противодействуя турецким попыткам развивать экономические и энергетические связи на севере Ирака в ущерб Багдаду. Россия также может восстановить свои связи с курдскими боевиками в качестве рычага воздействия на Анкару. Турция введет ограниченный воинский контингент на север Ирака, чтобы обучать суннитских боевиков. И хотя Анкара пытается выстраивать отношения с Демократической партией Курдистана во главе с Масудом Барзани (Massoud Barzani) в интересах расширения своего плацдарма в курдских регионах Ирака, ее отношения с региональным правительством Курдистана неизбежно наткнутся на осложнения, поскольку Турция продолжает преследовать курдских повстанцев, которые укрываются в Ираке.

Упорство «Исламского государства»

В этом году ключевая основа «Исламского государства» в Сирии и Ираке понесет значительные потери, хотя тотальное поражение амбициозному халифату не грозит. Ослабление «Исламского государства» как традиционной военной силы на его основной территории заставит его руководство чаще прибегать к проведению террористических операций на Западе и на Ближнем Востоке. Как показали нападения в Париже, подпольные ячейки ИГ, которые сложно вычислить, будут и дальше создавать серьезную угрозу. Соперничество в мире глобального джихадизма также станет мотиватором терактов, особенно в Магрибе, на Аравийском полуострове и в Западной Африке, где наиболее сильны центры «Аль-Каиды».

Первая часть прогноза - http://strigunov-ks.livejournal.com/432263.html

Вторая часть прогноза - http://strigunov-ks.livejournal.com/432396.html

СНГ, Ближний Восток, Турция, Россия, бывшая Украина, ИГ, геополитика

Previous post Next post
Up