Качество юридического образования

Nov 16, 2010 15:05

Прочитал статью "Международная конференция в Гарварде: юристов во всем мире готовят много, но плохо". Могу сказать, что облегчает душу осознание факта, что мы в этом не одиноки (улыбка). На мой взгляд (как выпускника юрфака этого года), основные причины низкого качества юридического образования состоят в следующем:

1. В России слишком велико количество учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов. Тут и комментариев не надо - множество высказываний на эту тему мы слышали, в том числе и от первых лиц государства.

2. Преподавательский состав. Тесно связан с п.1 - хороших преподавателей мало и достаются они преимущественно престижным профильным вузам и классическим университетам. Многие профессора во всевозможных НОУ ВПО вообще только числятся "для галочки". Сильных практиков не хватает катастрофически. Некоторые преподаватели вообще пошли в науку и образование "от безысходности" - кого-то армия приперла стенке, кого-то - невостребованность на рынке.

2. Абитуриенты. На юристах в престижных вузах учатся преимущественно "дети своих родителей" - судейские, адвокатские, прокурорские, депутатские, чиновничьи и прочие. По опыту могу сказать, что зачастую такие люди относятся к категории "раздолбаи" и "неучи". Причем самое печальное - совсем не обязательно бесталанные. Золотая молодёжь, что уж тут поделаешь. Другая сторона медали - льготники, которым для того, чтобы поступить, достаточно сдать вступительное испытание на тройку.  Это мало того, что коррупциогенный фактор, это открытая дверь для откровенно бездарных в юриспруденции людей. Я всё понимаю - социальная защита, где же учиться инвалидам... Но, я полагаю, из жалости нельзя допускать бесталанных абитуриентов к по крайней мере некоторым специальностям, особо важным для общества. Врачи, например, и юристы.
А вообще, если быть честным, уровень абитуриентов и первокурсников в целом падает год от года на протяжении последних 5 лет (могу говорить только за своё время обучения) - увы.

3. Организация учебного процесса и аттестаций студентов. Наша образовательная система порой слишком "жалостлива" к неуспевающим, по разным причинам: от грозящей армии или беременности, до "Там такой человек позвонил... Так что я дал направление на пересдачу". У нас коррупция и блат (дети-то ведь все - своих родителей) в обществе вообще и на юрфаках в частности, весьма выпукло представлены, тут секрета ни для кого нет. Что же до "простых смертных", то наша образовательная система (вся в целом) просто не понимает, что, попустительствуя неуспевающим и людям, которым юриспруденция не даётся, она оказывает медвежью услугу и обществу, и им самим - поставляя паршивых "специалистов" первому и не уча трудолюбию, целеустремлённости и организованности вторых. "На фарте" в этой жизни можно только досрочно в морг попасть, в конечном счёте.

4. Государственная образовательная программа - она ориентирована на подготовку "теоретиков широкого спектра", особенно в университетах. В то время как работодателям нужны практики, квалифицированные в конкретной области и способные к самообразованию и самоподготовке. Несоответствие предложения спросу приводит к тому, что либо студент ДО выпуска нарабатывает себе самостоятельно опыт, либо он особо никому и не нужен. Производственная и преддипломная практика не особо помогают (хотя уметь прошивать документы и копировать кипы бумаги, конечно, надо); юридические клиники... Ну, самый последний вариант, на мой взгляд. И всё равно, составлять документы, протоколы, акты, как вести себя в суде, куда что сдавать и зачем брать с собой обязательно два экземпляра сдаваемого документа - всё это студент (в худшем случае - выпускник) вынужден учить в своей практической деятельности, прямо на работе. Что не может не сказаться на уровне оплаты труда и отношении работодателя.

5. Система образования. Она инертна, бюрократична и при этом совсем не требовательна. Дай видимость, делай отчетность и показатели - и можешь заниматься, чем заблагорассудится и как заблагорассудится. Нет, по большому счёту, какой-либо значимой конкуренции. Она проявляется только в кулуарной возне, борьбе за тендеры и госзакупки и прочую ерунду, но не отражается на реальном качестве знаний и требованиях к преподавателям и студентам.

Таким образом, решить проблему качества юр. образования какими-то отдельными мерами нельзя - потому что они будут похоронены иными проблемами, к которым ещё не подступились. Думато надо, думато. Крепко думато.


Previous post Next post
Up