Домашнее чтение

Dec 18, 2007 06:57

Захотелось тут мне как-то ночью исторической беллетристики. На ум пришел Дюма-отец и трилогия Марго-Монсоро-45. Недолгие поиски не дали результата. Тогда я вооружился романом "Крестоносцы" Генрика Сенкевича.
Сенкевич мной допрежде не читан, все знакомство ограничивалось общей эрудицией (нобелевский лауреат, бла-бла-бла, римская и польская история, бла-бла-бла) и просмотром экранизации "Огнем и мечом" в отрочестве. Оная запомнилась гламурной шляхтой и быдловатыми казаками. Поэтому к четению приступил не без опаски - что лист грядущий нам готовит?

Началось все невесело: обилие местечковых имен и средевековых реалий. Потом подтянулся польский патриотизм. Гламурная шляхта и подлые быдлотевтонцы. На этом фоне полился чистый вальтерскотт (см. "Квентин Дорвард") про юного рыцаря (карьерный рост происходит в процессе романа) Збышко и его даму сердца Дануську. В изображении характеров Сенкевич явно опирался на рыцарские романы. Он - красавец, силач и вояка. Она - богатая красавица лет 12-ти. Оба добры, бодры и веселы. Совет да любовь, казалось бы. Но тут - закон жанра- начинаются авантюрные странствия. Мелодраматическое спасение от казни в стиле Deus ex machina, романтическая охота на медведя с подругой детства, коварные похищения и подложные письма...

Бэк-вокалом проходит тема злобных, подлых, жестоких, жадных, похотливых, толстых немцев, что мешают благородным, великодушным, добрым, сильным, честыным шляхтичам. Этому подичнены и все худприемы у Сенкевича: отрицательные герои снабжены "волосатыми рожами", "гнилыми зубами", "надменными взглядами". Положительные же - эталоны нравственности и красоты. Вышеизложенное бесило еще в детстве, при чтении Жюль Верна, так что Сенкевича и я вовсе бы отложил. Но историческая подоплека все же заставила дочитать до конца. Из "Крестоносцев" мало чего можно узнать о Польше 15 века и Грюнвальдской битве, но кое-что обозначено. Интересно было читать о новоцерковленных поляках, боящихся вурдалаков и упырей. О воинском снаряжении и рыцарском обиходе. О том, как спокойно эталонные главгерои меняются рабами.

Кое-где присутствует и натурализм, для романов а ля вальтерскотт не характерный (см. сцену пыток отца Дануськи).

В целом, вяло. На один раз. Но ля польских школьников это неплохое чтиво, наверное. Вроде нашего Пикуля.
Эталонами же историческогого романа для меня по-прежнему остаются "Петр 1" и серия "Проклятые короли". Но будем искать еще.

Книги

Previous post Next post
Up