Петербургский пленэр прошёл на ура - прекрасная группа, разнообразная погода, бодрые задания и пачки рисунков.
Первый день прошёл при отличной погоде, а упражнения были направлены на развитие внимания и осознанности в рисовании.
1. Интенсивное рисование.
Это упражнение делали в саду Фонтанного дома, где находится музей Анны Ахматовой. Участникам нужно было с одной точки сделать ряд рисунков по заданному хронометражу:
- один рисунок на 10 минут
- три рисунка по пять минут
- пять рисунков по три
- пять рисунков по одной минуте
Каждый рисунок, вне зависимости от скорости исполнения, должен был иметь осмысленную тему и задачу, композиционное решение, подходящий инструмент и технику исполнения. Всё рисунки должны были оказаться разными по композиции и сюжету.
2. Три плана и роль белого.
Рисовали на набережной Фонтанки, близ Аничкова моста.
Упражнение на управление вниманием зрителя в листе и на передачу пространства. Нужно было нарисовать три рисунка с одной точки и с одной композицией так, чтобы в первом рисунке акцент был на первом плане, во втором рисунке - на втором, в третьем рисунке - на третьем. Получилась серия работ, в которой видно, как смещается фокус внимания в рамках одного сюжета. После этого участники рисовали четвёртый лист, самостоятельно выбирая основной план. В ходе работы нужно было обращать внимание на то, как работает в рисунке белая бумага, беречь её, делать её ярче там, где нужно.
Во второй день задания были направлены на развитие фантазии и разнообразия графического языка. В середине пленэра пошёл сильный дождь, что помешало в полном объёме сделать второе упражнение.
1. Архитектурный портрет.
Рисовали в окрестностях канала Грибоедова и Львиного моста.
На разных точках сделали три рисунка на тему понравившихся зданий. Нужно было выразить характерные особенности здания, вынув его из городского контекста. Инструмент и технику каждый автор выбирал сообразно задумке.
2. Люди в среде.
Был план рисовать в Новой Голландии, но дождь всё смешал, рисовали в итоге до конца дня из крытой галереи Никольских рядов, что на перекрёстке канала Грибоедова и Крюкова канала.
Нужно было изображать не отдельные бытовые «сценки», а людей именно как часть пейзажа - сомасштабно ему, найти ритм людей в этом пейзаже. Показать как наличие людей и их движение меняют пейзаж. Материал и техника исполнения не ограничивались.
3. Дополненная реальность.
Это упражнение является синтезом натурного рисования и рисования по воображению.
Участники получили три темы для рисунков:
- зима, солнечный день
- туман
- нашествие собак
Нужно было поочерёдно «применить» эти условия к реальному пейзажу. Пробдумать, как изменится свет, цвет, контрастность, ракурс. Что появится в пейзаже нового, а что изчезнет. Очень полезное упражнение на наблюдательность и выбор правильных выразительных средств.
Спасибо всем участникам, было здорово!
Ниже публикуем отзывы участников без какой-либо редактуры:
"Мне очень понравился пленэр. Два дня пролетели незаметно, но очень активно. Было много интересных задач, приятная компания и красивый Питер. Несмотря на небольшой опыт, я довольна результатом. Спасибо!"
"Было плодотворно! Очень понравилось, не смотря на погоду"
"У меня был довольно большой перерыв в рисовании. За карандаш бралась редко, а на пленэр не выходила лет пять. Пленэр с Димой Горелышевым - это интенсив, на котором я не только размяла руки и глаза и вспомнила, как держать в руках карандаш, но и стала по-другому смотреть. Это два дня, за которые произошла перезагрузка. Начали мы с быстрого рисования. Нужно было сделать несколько работ не сходя с одной точки. Время, отведённое на каждую последующую зарисовку сокращалось: начали с десятисиминутной, закончили одноминутными. Это задание-тренажёр помогло во первых разрисоваться, а во вторых видеть более цельно и схватывать суть. Это задание было фундаментом для последующих работ, сделанных за эти два дня. Дальше мы сделали три работы с одинаковой композицией, но фокусировали взгляд зрителя сначала на первом плане, потом на втором и на третьем. А на следующий день отправились делать архитектурный портрет и задания на расположение людей в среде и дополненную реальность. Итогом каждого дня был просмотр. Мы развесили свои работы на длинной кирпичной стене питерского двора. Это было очень красиво) И ценно. Полезно посмотреть, как одну и ту же задачу решают разные люди, какими средствами пользуются, на что обращают внимание. От этого и личный угол зрения расширяется. И, конечно, хочу сказать спасибо Диме за его советы и объяснения. Он очень грамотно направляет каждого участника в соответствии с его уровнем. Видит, где получается хуже, и предлагает, как над этим можно работать. Лично мне Димина корректировка и советы помогли стать смелее в рисовании, сделали меня увереннее. Я стала смотреть шире. А благодаря сжатости курса и немного стрессовым условиям (ограничение времени, дождь, ветер и прочее), открываются новые возможности и выходы из ситуаций, которые раньше считались проблемными. Света Г."
"Курс очень понравился! Понравился глубокий и основательный подход к вопросу рисования. Задания даже не про рисунок, а про восприятие мира. Это очень трудно и интересно одновременно. Все упражнения выстроены в логическую цепочку на усложнение, и таким образом, что к концу интенсива ты расслабляешься и начинаешь спокойно рисовать с новыми знаниями и силами."
"Курс мне понравился, как всегда у Димы. Я довольно много рисую, но обычно это происходит по более или менее одинаковому алгоритму, который я сама себе задаю. Было интересно ощутить себя без привычных точек опоры и делать задания, результат которых в начале я никак не могла себе представить. Сейчас стараюсь интегрировать новые ощущения в свое привычное рисование."
"Два дня вдохновенного рисования в замечательном городе и прекрасной компании. Первый день начался в парке при музее Анны Ахматовой, где мы рисовали несколько видов с одной точки, постепенно ускоряясь (начинали с 10 минут на рисунок и заканчивали сверхбыстрыми "одноминутками"), потом переместились на другую точку и рисовали по заданию о трёх планах и роли белого. Первым упражнением второго дня стал "архитектурный портрет" (одно из моих самых любимых заданий на пленэре: кажется, что на примере этого упражнения больше понимаешь про пятно и стилизацию, и учишься выхватывать в герое главное и анализировать, а не перерисовывать), потом нас немного подвела погода - но иначе и пленэр не пленэр, и Питер не Питер! - но мы продолжили рисовать в новых условиях и сделали ещё два упражнения - "люди в среде" и "дополненная реальность". Самым ценными приобритениями на за время пленэра для меня стали комментарии и советы Дмитрия, возможность посмотреть на работы других участников (что существенно расширяет представления о возможном и даёт много идей и пищи для размышления), а также набор инструментов-упражнений, которые дальше можно применять на практике самостоятельно или в компании единомышленников. Спасибо огромное Дмитрию и всем участникам пленэра за идеи, вдохновение и отличную компанию! Оля"
"Пленэр понравился: непривычный для меня формат, достаточно стрессовый, чтобы полностью включиться в процесс, непривычные задания, где нужно думать перед тем, как рисовать, вдохновляющий и внимательный преподаватель, который всегда подскажет, что и как можно улучшить. Начали с разогрева -- набросков по 10, 5, 3 и 1 минуте, каждый набросок с самостоятельно поставленной задачей. Поставить задачу было сложно, но это улучшает результат и в процессе помогает выбрать, что изобразить, а что опустить. Изучили, как работать с тремя планами. Я привыкла выделять средний план, поэтому первый и задний планы дались мне нелегко. Но я поняла, что эти варианты могут работать так же хорошо, если понимать, с какой целью их применять. На второй день рисовали портреты домов, и мне очень понравилось, что здесь не нужно следовать натуре досконально, что и здесь можно выбирать, какие черты дома самые интересные, и только на них и сделать акцент. Еще были задания с выдумкой: люди в среде и дополненная реальность, где к существующей натуре мы прибавляли несуществующее (снег и солнце, туман, стаю собак). Для выполнения этих заданий понадобилось собрать все предыдущие наработки, и было радостно понять это в процессе. Мне понравилось, что в конце обоих дней мы устраивали минивыставку лучших работ. Без этого я бы не чувствовала как такового завершения учебного дня. Благодарю за столь насыщенный и качественный интенсив. Хочется продолжать!"
Фотографии Светы Громовой, Даши Яроменок, Насти Тимофеевой, Зарины Габдрахмановой, Карины Ельциной, Полины Шутовой.