![](https://img-fotki.yandex.ru/get/373238/64181721.3e/0_191c84_6f5fcc28_XXL.png)
Изображение нескольких людей в одном пространстве по праву считается сложной задачей. Не случайно в художественных вузах эту тему изучают на последних годах обучения. Ведь речь идёт не столько об убедительном изображении отдельных фигур, что само по себе требует знаний и навыка, сколько о создании цельной пространственной композиции.
В рамках этого блока занятий участники сделали ряд упражнений, которые призваны помочь снять неуверенность и боязнь перед рисованием большого количества людей, сделать это рисование живым, увлекательным и не зацикленном на отдельных фигурах.
1. Рисование от пятна.
Участники тянули по две бумажки - на одной было написано действие, где так или иначе задействована группа людей, например: «дискотека», «драка», «митинг». На второй бумажке - количество людей, от трёх до сотни. Таким образом у каждого получалась случайная связка действие/число. Например: «сражение на мечах, 30 человек».
Далее участникам нужно было предствить и нарисовать эту ситуацию разбавленной тушью или акварелью в виде пятна, без фигур. Размер пятна в листе, динамика его изображения, характер краёв и контрформ должны были задавать ритм действия. Если это митинг, то достаточно плотного бесформенного пятна, если драка, то пятно будет куда динамичнее, с активными выходами в белое поле, с внутренними паузами. Кроме того, пятна могли быть разными по насыщенности внутри.
Сделав несколько таких быстрых пятновых работ, участник отбирал лучшую и врисовывал туда линиями фигуры, опираясь на количество человек, указанных в бумажке. Важно было не пересчитать всех до единого, а создать впечатление определённого числа людей. Главное средство в этом - масштаб фигуры к пятну. Где-то фигура изображалась полностью, а где-то только намёком, фрагментом. Важно было не обводить всё и всех, давать группе людей остаться где-то просто пятном, это добавляет в композициию движение и свежесть.
После завершения листа участники тянули следующие бумажки. На каждое такое задание было по 20 минут.
Это упражнение переводит фокус внимания с частностей на целое, с отдельных фигур на движение больших масс. И это ключевой момент в многофигурности - именно характер целого определяет качество такой композции. Примеры подобных решений из работ художников разного времени:
Лука Камбьязо Антонис ван Дейк Никола Пуссен Джордж Беллоуз Георгий Щетинин Артём Крепкий Вот что получилось, задания написаны на листах.
Анна Давыдова:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/909849/64181721.3e/0_191c5d_4b13487b_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/904305/64181721.3e/0_191c5e_4e39b97c_XXL.png)
Вика Когай:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/906518/64181721.3e/0_191c5f_bc5f5a75_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/908207/64181721.3e/0_191c60_6cfd8558_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/904305/64181721.3e/0_191c61_91aaa99a_XXL.png)
Валя Урм:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/905956/64181721.3e/0_191c62_586c3660_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/906517/64181721.3e/0_191c63_cae056a3_orig.png)
Дмитрий Горелышев:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/905956/64181721.3e/0_191c64_171c73fb_XXL.png)
Дарья Климась:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/909751/64181721.3e/0_191c65_d2b32c33_XXL.png)
Ксения Добровицкая:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/979410/64181721.3e/0_191c66_927fb039_XXL.png)
Лена Гордеева:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/979410/64181721.3e/0_191c67_5a18bf75_XXL.png)
Наталья Ушакова:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/906518/64181721.3e/0_191c68_768fda59_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/908207/64181721.3e/0_191c69_79573965_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/908207/64181721.3e/0_191c6a_b74a7fa5_XXL.png)
Полина Шутова:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/979410/64181721.3e/0_191c6b_f68dbe8c_XXL.png)
2. Рисование с натуры на одном листе
В этом упражнении уже работали с натурой. Модель позировала, меняя позу так как считала нужным. Участникам нужно было на одном листе бумаги изображать все позы друг за другом таким образом, как будто они все одновременно находятся в одном пространстве. То есть - учитывать общую линию горизонта, общую плоскость пола, перспективные и ракурсные сокращения. Фигуры нужно было располагать так, чтобы они в итоге сложились в композицию, объединённую формой пятна, пространством, общей динамикой или даже сюжетом. Для этого следовало перед изображением каждой новой фигуры продумать расположение её относительно других, наложения и касания с другими фигурами, контрформы. Иногда участники меняли ракурс, искали тот, который подошёл бы для конкретной ситуации на листе.
Листы были разными по наполненности. Первый час - четыре фигуры по десять минут, второй час - семь фигур по семь минут, третий час - одиннадцать фигур по четыре минуты.
Это упражнение мы делали три занятия - с мужской и женской моделью, а последнее рисовали в том же ключе, но при этом на каждой новой позе менялись листами, таким образом каждый автор участвовал во всех рисунках, встраивался в уже сложившуюся ситуацию.
Такое упражнение доступно буквально каждому на обычных набросках.
Вика Когай:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/905956/64181721.3e/0_191c6c_40d288d6_XXL.png)
Дмитрий Горелышев:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/908207/64181721.3e/0_191c6d_28dd99a6_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/908207/64181721.3e/0_191c6e_f406ee4b_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/979410/64181721.3e/0_191c6f_a13422ca_XXL.png)
Дарья Климась:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/906518/64181721.3e/0_191c70_208ffa70_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/905956/64181721.3e/0_191c71_f2be5764_XXL.png)
Лена Гордеева:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/908207/64181721.3e/0_191c72_a408c8fa_XXL.png)
Полина Шутова:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/979410/64181721.3e/0_191c73_acdf00cb_XXL.png)
Юля Николаева:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/909751/64181721.3e/0_191c74_982fcaed_XXL.png)
3. Завершённые листы.
Чтобы закрепить сделанное, участники получили задание выбрать несколько лучших работ с первых двух упражнений и вывести их на новый уровень. Техника исполнения могла быть та же или другая, например - ручная печать. Главное - улучшить композицию, оставить то хорошее, что получилось спонтанно в быстром листе и почистить нестыковки, ошибки, которые неизбежно были у всех. Начинали с небольшого эскиза, пересматривали расположение пятен в листе, масштаб фигур друг к другу, касания. Принципиально важно делать этот этап без модели, чтобы не отвлекаться на детали. Фигуры в таком случае получаются более условными и цельными, они не так интересны по отдельности, но хорошо работают как целое.
Вика Когай, трафаретная печать и карандаш:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/766539/64181721.3e/0_191c83_4ae28242_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/904253/64181721.3e/0_191c75_2495d16c_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/909849/64181721.3e/0_191c76_1da309b9_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/373238/64181721.3e/0_191c84_6f5fcc28_XXL.png)
Дарья Климась, диатипия:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/905956/64181721.3e/0_191c78_2333f50e_XXL.png)
Ирина Новичкова, трафаретная печать и карандаш:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/906518/64181721.3e/0_191c79_28aaa6df_XXL.png)
Ксения Добровицкая, ручка:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/909849/64181721.3e/0_191c81_e5b361b6_XXL.png)
Наталья Ушакова, акварель и карандаш:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/909849/64181721.3e/0_191c7a_b4ae8e51_XXL.png)
Полина Шутова, карандаш:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/905956/64181721.3e/0_191c7b_eb79735f_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/979410/64181721.3e/0_191c7c_389d4241_XXL.png)