Пленэрные задания в Графической мастерской. Часть третья - диатипия

Jan 15, 2018 16:00




После чисто рисовальных заданий была тема, соединяющая рисование и печать - техника диатипии.

Это техника ручной печати, разновидность монотипии. Диатипия очень хороша в качестве первой печатной техники - она доступна абсолютно любому, не требует специального оборудования и относительно легка в исполнении. При этом на выходе полноценный печатный лист, правда только один, тираж невозможен. Кроме того диатипия как техника компактна, что позволяет использовать её даже на пленэре.


Что нужно для диатипии:
- Ровная гладкая поверхность подходящего вам формата (рекомендую А3), например - прозрачный пластик толщиной 1-3 мм. Проверьте, чтобы на пластике не осталось защитной плёнки.
- Гравюрный валик или более дешёвый эквивалент - прижимной валик для обоев (резиновый желтый, есть в любом хозяйственном).
- Хорошая тонкая бумага для печати (чуть желтоватая или сероватая из блокнотов), обычная принтерная бумага того же формата. Ватман и акварельная бумага слишком плотные для этой техники. Лист должен быть того же размера, что и пластик.
- Чёрная масляная или типографская краска. Масляную краску лучше обезжирить, предварительно выдавив некоторое количество на газету - она впитает лишнее масло.
- Небольшие канцелярские зажимы.
- Карандаши, шариковые ручки.
- Нож, ножницы.

Рабочую поверхность пластика нужно подготовить заранее - выдавить на нее немного краски и раскатать валиком очень тонким ровным слоем, не доходя до краёв пластика сантиметр-полтора (это позволяет оставить торцы пластика чистыми, тогда он не пачкает руки и одежду). Прогладьте красочный слой рукой через газетный лист, уберите газету и оставьте подсохнуть на несколько часов. Подсохшая краска обеспечивает последующим слоям лучшее сцепление и более сложную текстуру. Для транспортировки доски с накатанной краской удобно вырезать кусок картона того же формата и закрывать им красочную поверхность, прижав их друг к другу зажимами.

Как делать диатипию:
- На краску кладём сначала «паспарту» - лист бумаги, в котором прорезано отверстие нужной вам формы. Это рамка для вашего изображения, она обеспечивает чистые края листа и саму форму печатного поля, которая может быть любой - прямоугольной, квадратной, круглой.
- Сверху кладём два листа бумаги - начала хорошей, потом сверху офисной (или тоже хорошей, если не жалко). На нижнем листе у нас получается оттиск, а на верхнем рисунок.
- Крепим всю конструкцию к пластику двумя небольшими зажимами так, чтобы можно было открывать листы как книжку. Если вы правша, будет удобно закрепить с левой стороны. Это нужно для того, чтобы листы не смещались относительно друга при открывании.
- Далее собственно рисование - контуры можно делать карандашом или ручкой, тон продавливать просто пальцами. Всё что вы делаете с верхним листом, отпечатывается краской на нижнем. По принципу копировальной бумаги, но с особой, присущей только этой технике текстурой. Нужно быть осторожным и не трогать лист и не опираться на него без надобности, лучше рисовать держа руку на весу или упираясь мизинцем в то место, где находится «паспарту». Любое случайное прикосновение фиксируется на отпечатке и может быть совсем не кстати.
- Рекомендую регулярно по ходу работы поднимать листы и смотреть что получается на оттиске. Это позволит быстрее понять, правильной ли сухости краска, правильный ли нажим на карандаш, когда завершать работу.
- При необходимости можно использовать маски - фигурные кусочки бумаги, резанные или рваные. Их хорошо использовать для бликов, резкого света, выделения какого-либо объекта. Там где лежит маска на листе ничего не отпечатывается, остаётся чистая белая бумага.

Эта техника требует чуткой настройки под себя - чем дольше с ней работаешь, тем лучше чувствуешь нужные параметры слоя краски, силы нажима на инструменты. Доску никогда не нужно чистить - новый слой накатываете поверх предыдущего. Все сделанные рисунки ложатся в «грунт» красочного слоя, делают рельеф и характер вашей доски уникальными. Необязательно также обновлять красочный слой перед каждой работой.

Важный момент - оттиск получается зеркальным тому, что вы рисуете. Нужно это учитывать, если для вас принципиально истинное расположение объектов.
Диатипию можно делать и в несколько цветов, для этого разными красками закатываются нужное количество досок одинакового формата. В остальном технология та же.

Мы с группой работали в этой технике три занятия в разных местах. Нужно было передать суть места, используя выразительные качества диатипии - линия, пятно, штрих, текстура, маски.

Усадьба Братцево.

Аня Власова:




Елена Феклистова:




Катерина Хлебникова:







Наталья Спивак:




Татьяна Мухортых:




Полина Шутова:







Китай-город.

Аня Власова:




Галина Буржанова:




Елена Феклистова:




Татьяна Борисова:










Секретное место:

Аня Власова:




Галина Буржанова:




Дима Горелышев:




Евгения Колесникова:




Елена Феклистова:







Катерина Хлебникова:




Максим Шаговиков:










Наталья Спивак:




Полина Шутова:










Татьяна Мухортых:







Мои работы в этой технике.

диатипия, обучение, пленэр, методика, - графическая мастерская

Previous post Next post
Up