В этот раз традиционные летние пленэрные упражнения (прошлогодние:
1,
2,
3,
4,
5) шли не сами по тебе, а как часть большого блока. В его рамках группа сначала рисовала наулице, а позже в мастерской переводила найденные композиции в печатные техники - монотипию и гравюру на картоне.
Первым упражнением стало рисование тушью - о композиции листа, отбор, разное количество и роль белого. В качестве ориентиров взяли работы
Петра Митурича,
Мая Митурича,
Ричарда Дибенкорна.
Упражнение включает в себя несколько задач:
1. Разделение изображения на чёрное и белое. Тут в помощь есть ряд критериев: свет (деление на освещённое и затенённое), плановость (чередование светлых и тёмных планов, чтобы передать пространство), композиция (где в листе нужно тёмное, где нужно светлое). Можно использовать только однин критерией, это тоже даст результат. Но лучше в рисовании учитывать все три критерия - часть брать напрямую с натуры (свет, тень, очертания пятна, глубина), часть режиссировать самостоятельно.
2. Мера формализации. Тушь даёт возможность нарисовать как очень подробное и натуралистичное изображение, так и знак - вычищеную до предела и часто уплощённую композицию. Полезно уметь и то, и другое, выбирать средство исходя из задачи.
3. Количество белого и чёрного. В рисовании чёрным и белым действует два базовых подхода - чёрные пятна в белом поле (белого больше), либо наоборот - белые пятна, зажатые чёрным (чёрного больше). Полезно знать эти подходы, упражняться в них, но по-настоящему свежий и выразительный рисунок получается на стыке, когда мы сознательно нарушаем рамки одного приёма. Хорошо перед началом работы представить, по какому пути пойдёт рисунок и что может получится.
4. Расположение в листе. Можно рисовать встык к краям листа или оставлять белую рамку, узкую или широкую. Широкая рамка собирает изображение, делает его более цельным, это безопасное решение. Узкая рамка или рисование навылет даёт активное взаимодействие изображения с краями листа. Такую композицию сложнее сбалансировать, но и остроты в ней больше.
5. Фактура материала. Разными касаниями кисти можно передать разные поверхности, меру материальности, отдаления или значимости объекта в изображении. Есть ряд средств, совмещение которых в одном листе даёт визуальное разнообразие:
- аккуратное пятно с ровным краем
- быстрое пятно с неровным краем
- чёрная линия
- серая и фактурная линия сухой кистью
- чёрный штрих
- серый штрих сухой кистью
- мелкий растр - штрихи, пятна, точки
Это полезно держать в голове при рисовании чёрной тушью, но не стоит забывать, что эта техника очень восприимчива к случайному. Иногда от непреднамеренного движения в листе получается то, чего не достичь никакими хитрыми приёмами. Будьте внимательны к листу, замечайте и берегите такие места.
Мы работали в районе между Краснопресненской и Улицей 1905 года. Рисовали без разметки, сразу тушью.
Аня Власова:
Елена Феклистова:
Катерина Хлебникова:
Максим Шаговиков:
Таня Борисова:
Ещё материал по теме, но на примере предметной постановки:
http://kruzhokskorogorisunka.ru/491173.html