Задание для группы по вторникам.
Дано: Занятия с моделью и без, много бумаги.
Задача: Узнать и применить выразительные средства техники.
Трафарет - это техника ручной печати, которая идеальна для начала работы с эстампом. Для неё не нужен станок и хитрые материалы, не нужна специальная мастерская и обширные площади. Трафаретом может заниматься любой человек у себя дома. При этой доступности хорошо сделанный трафарет выглядит совершенно профессиональной печатной работой, напоминающей по свойствам шелкографию. При должном навыке возможен также небольшой качественный тираж таких листов. При работе с этой техникой важно подобрать материалы и соблюдать правильную этапность действий.
Материалы:
- прижимные резиновые валики для обоев, мягкие - широкий и узкий (
такого типа)
- чистые поролоновые валики, небольшие
- масляная краска (чем тоньше пигмент, тем лучше, в идеале - лессировочная итальянская)
- бумага формата А3 для печати как можно более гладкая, тонкая, плотность около 90-120г. Подойдёт бумага для эскизов, тонкая чертежная, бескислотная, мелованная.
- бумага для трафаретов - калька или пищевой пергамент
- гладкий пластик для накатки краски (при работе с цветом - для каждого цвета нужен отдельный лист пластика)
- доска для резьбы ножом
- острый макетный нож
- бумажный скотч
- карандаш
- растворитель пинен для чистки валиков и досок
- материалы для создания текстуры - сетка-серпянка, москитная сетка
Этапы процесса:
- выбрать композицию изображения - можно нарисовать небольшой эскиз, можно держать композицию в уме
- определиться с количеством форм и слоёв - это зависит от сложности изображения
- вырезать «окно» соотвествующей формы для каждого слоя (важно чтобы каждый лист трафарета был размером с печатный лист, так их проще совмещать, будет меньше нестыковок)
- выдавить на доску немного краски и раскатать её валиком очень тонким слоем (через красочный слой должно быть видно доску)
- совместить первый трафарет с листом и закрепить его кусочками бумажного скотча с одной стороны
- накатать краску через трафарет, сильно нажимая на валик - это позволяет получить чёткие края изображения
- при необходимости накатать повторно
- повторить то же самое с другими слоями
Тонкости:
- пятно не обязательно должно быть одинаково контрастным по всему периметру - усиливая нажим на валик с одной из сторон трафарета можно подчеркнуть фому или ракурс
- для доводки листа можно использовать текстуры или поролоновый валик, которым можно сделать растяжку или более плотный цвет
- для небольших белых форм, которые находятся внутри «окна» трафарета можно использовать маски из бумажного скотча
- чтобы получить чистый отпечаток, нужно правильно организовать рабочее место - с одной стороны стола все связанное с бумагой, с другой всё связанное с краской. Убирайте со стола всё лишнее
1. Монохромный трафарет.
Работали с фигуры как таковой (целиком или фрагмент) и с фигурой в интерьере. Средства подстраивались под задумку - в трафарете можно сделать как совершенно условное плоскостное изображение, так и натуралистично объёмное. Чёрная краска не подразумевает обязательно тёмный оттиск, прокатав предварительно валик об газету можно получить очень лёгкий серый тон. Таким образом мы получаем весьма широкие изобразительные возможности в рамках этой техники.
Аня Власова:
Аня Лыкова:
Дима Горелышев (я работал на одном из занятий вместе с группой):
Дарья Ескина:
Ирина Князева:
Мария Зайцева:
Наталья Гриценко:
Светлана Захарова:
Сергей Шубкин:
2. Цветной трафарет.
Кроме всего, что было описано выше, тут нужно учитывать ещё работу цвета - общая гамма, наложения и пересечения. Хорошо когда один цвет базовый, а второй или третий его дополняют. Тут особенно важен тонкий слой краски, чтобы бумага просвечивала. О цвете в печатной графике я писал
тут.
Работали по той же схеме что и с монохромным трафаретом - модель, её фрагмент и фигура в интерьере. После этого выбрали самые крепкие листы и сделали эти композиции «начисто».
Аня Власова:
Аня Лыкова:
Галина Буржанова:
Дарья Ескина:
Дарья Случевская:
Наталья Гриценко:
Светлана Захарова:
Сергей Шубкин: