Подготовка
Перед тем, как перейти к диатипии, мы посвятили три занятия учебным упражнениям карандашом. Они полезны и сами по себе, и развивают навыки, нужные для исполнения диатипии.
Начали с упражнения с двумя постановками на одно занятие. Одна - с белыми предметами на белом фоне, другая - с темными предметами на фоне черной драпировки. Нужно было нарисовать объемные предметы в пространстве тоном, учитывая не только положение источника света, но и собственный тон предметов. Это упражнение учит обращать внимание и изображать нюансные тональные отношения и тренирует разный нажим на карандаш.
Потом было классическое упражнение Кружка о трех планах (
1,
2,
3 (в конце обзора),
4 (в середине обзора),
5,
6 (в середине обзора). Рисовали интерьер мастерской. На следующем занятии мы повторили упражнение, добавив к нему задачу придумать иное, чем в натуре, освещение. Рисовали фигуру в интерьере. Упражнения учат работать со всем листом одновременно, смотреть на натуру и рисунок цельно, выделять главное, обобщать второстепенное. Здесь не обойтись без длинных штрихов сквозь предметы.
Диатипия
О том, как делать диатипию, уже есть обзоры:
1,
2. Не будем описывать техническую часть.
Мы посвятили технике два занятия. Задача первого - исследовать возможности диатипии и сделать несколько разных работ: линией, пятном, с использованием маски, с вниманием к фактуре, форме, пространству.
Елизавета Несмеянская
Елизавета Несмеянская
Надежда Ящук
Антонина Филатова
Юлия Анисимова
Александр Литвинов
Анна Колонтай
На втором занятии сделали диатипию-значок с помощью трафарета: один - большой, во весь лист, другой - маленький. Посмотрели, что меняется, когда меняется соотношение изображения к полям листа. Некоторые участники успели сделать изображение с добавлением одного цвета.
Татьяна Метелик
Надежда Ящук
Татьяна Метелик
Анастасия Авдеева
Александр Котенко
Александр Литвинов
Елизавета Сазонова
Мария Сорина
Домашние работы участников
Софья Максенкова
Елизавета Сазонова
Ирина Кисса
Наблюдения и выводы
- Диатипия - манкая, эффектная фактурой техника: "ой, а мне уже и так нравится". Ставьте себе изобразительные задачи, закладывайте в основу рисунка пластическое начало - взаимоотношения масс, ритмы - и не поддавайтесь соблазну "и так сойдет".
- Рисуя предметы в среде, важно не "раскрашивать" все по отдельности, а связывать одно с другим, например, предмет с поверхностью, на которой он стоит, - тенью. Связывать можно в том числе механически: длинным штрихом насквозь, через контуры.
- Активная фактура хорошо работает в небольшом количестве рядом с более спокойными пятнами.
- Маленькой детали достаточно, чтобы завершить лист с большим пятном, пусть даже простого силуэта.
- Маленькое изображение фактура скорее дробит, а большое - обогащает.
Дневник 3 курса ВСГ
Форма и свет (февраль)
Конструкция и форма (январь)
О группах "Выразительные средства графики"