Иллюстрация и техники графики в Строгановке, третий курс

Jan 23, 2017 11:11




Продолжение рассказа о наших с Машей заданиях с прошедшего семестра. Третий курс в прошлом году познакомился с печатными техниками - диатипией и гравюрой на картоне. Задания этого семестра развивли тему печатной графики, но с усложнением - появился сюжет, начался переход к иллюстрации.


1. Первой темой из трёх освоенных за эти полгода стала гравюра на картоне. Но это была уже не проба материала, как прежде, а осмысленая работа с сюжетной композицией. Для иллюстрирования мы выбрали древнегреческие мифы о подвигах Геракла. Одной из главных задач было создать многофигурную композицию на основе динамичного сюжета - борьба, битва, погоня. Благо, в мифах о Геракле не проходит и абзаца, чтобы один герой не терзал другого. В рамках этой темы всячески поддерживался гротеск, усиление впечатления. Сначала каждый студент выбирал несколько сюжетов, делал несколько эскизов в чёрно-белой технике (аппликация или тушь), после чего две-три лучшие композиции выполнялись в картоне и печатались. Формат итоговых листов - А2.

















































2. Далее до конца семестра мы работали с линогравюрой. Сначала был ряд технических упражнений на овладение характерным для неё инструментарием - штрих, фактура, пятно. Но если раньше мы давали такие задания на основе общих натюрмортов, в этот раз всё было интереснее. Каждый студент должен был сделать себе индивидуальную модель для линогравюрных упражнений. Это была малая пространственная композиция, собранная из нескольких разных материалов и текстур - дерево, камень, проволока, пластик, верёвка, бумага, картон, плёнка. Это позволило уйти от шаблонов и предметной конкретики, качества материалов стали важнее всего. После того, как форма была готова, студент делал эскизы на конкретную тему, причём нужно было рисовать белым штриховым материалом по чёрной бумаге, чтобы уже в эскизе было понимание того, что такое белый штрих (всё что мы вырезаем штихелем останется белым на оттиске). После этого по утверждённым эскизам резалась и печатались гравюры, в которых доминировал то штрих, то пятно, то фактура. Формат листов - А4.































3. Завершающим заданием была цветная линогравюра. Темой выбрали бестиарий - средневековый тип сборника зоологических статей, в которых различные животные (существующие и мифические) подробно описывались с аллегорическими и нравоучительными целями.
Примеры таких изображений:
http://discardingimages.tumblr.com
http://www.abdn.ac.uk/bestiary/ms24/f1r

Нас интересовали именно вымышленные существа, студентам нужно было выбрать себе двух персонажей для работы, желательно контрастных по свойствам. О зверях нужно было найти оригинальный текст и использовать его как основу при создании композиций. Например:

«Пантера - разноцветное животное, красивое и нежное. Единственный его враг - дракон. Когда пантера рычит, то источает сладкий запах, который привлекает всех животных к ней, исключая дракона. Дракон отступает в нору и лежит в страхе, точно мертвый»

На занятиях делали эскизы композиций на две разные темы - пятно (когда локальные цветные силуэты пересекаются в нужных местах и дают третий цвет) и штрих (когда свойства изображения определяются частотой штриха, это способ даёт больше вариаций потутонов). Эскизы на пятно выполнялись с помощью цветной кальки или пластика, эскизы на штрих - цветными карандашами или фломастерами. После чего студенты резали отдельные доски для каждого цвета и печатали.
Формат листов - А3.


























методика, иллюстрация, + Маша Титова, линогравюра, печатная графика, гравюра на картоне, строгановка, + Дмитрий Горелышев

Previous post Next post
Up