Зимой я
рассказывал о заданиях, которые мы давали с Машей Титовой и Владимиром Васильевичем Фомичёвым на предмете «Иллюстрация и техники графики» на кафедре Коммуникативного дизайна в Строгановке. Этот же рассказ посвящён заданиям, которые второй курс делал во втором семестре, темой которого стали две печатные техники - диатипия и гравюра на картоне. На их основе группа выполнила ряд заданий.
Начали семестр со знакомства с диатипией, достаточно простой и доступной печатной техникой, имеющей при этом очень широкий арсенал средств. Собственно, работы студентов нагдядно это показали. Диатипия в умелых и аккуратных руках может стать полноценным графическим инструментом. Вообще, я доволен работой группы в этом семестре, есть очень хорошие вещи.
О технологии диатипии я уже
рассказывал подробно, не буду повторяться. Группа последовательно выполнила следующие задания:
1. Монохромная диатипия, натюрморт.
Мы поставили два разных по пластике натюрморта, а студентам нужно было осмысленно выбирать из них композиции и исполнять их в диатипии, используя её основные выразительные срелства - линия, пятно, текстура, мера чёткости краёв белого. Можно было использовать разную бумагу, маски для белого любой формы, любые инструменты для рисования. Это было своего рода знакомство с техникой.
2. Монохромная диатипия, фигура в интерьере.
В следующем задании мы расширили наш натюрморт до пространства всей мастерской - нужно было найти композицию или сюжет, используя интерьер и фигуры одногруппников.
3. Монохромная диатипия, автопортрет с зеркалом.
Домашним заданием стал автопортрет, но не обычный - нужно было закомппоновать его в лист вместе с зеркалом. Это требует активной работы с формой печатного поля.
4. Цветная диатипия, натюрморт.
Работа с цветом в этой технике требует ещё большей аккуратности и продуманнности. Технология по сути такая же, как в монохромной диатипии, только досок уже несколько. Самое сложное - продумать и мысленно совместить цвета, представить заранее места их наложения друг на друга. Ещё очень важно соблюдать правильную толщину красочного слоя на досках - слишком тонкого не будет видно, слишком толстый даст грязь. Мы ограничили количество цветов двумя, при этом каждый решал для себя сам будет ли это чёрный плюс какой-то цвет или два хроматических цвета. Второй вариант значительно сложнее, так как не всегда можно предугадать как поведут себя цвета при наложении. В удачных работах результат отчасти напоминает литографию.
После этого мы приступили к работе с коллаграфией или гравюрой на картоне. О технологии я тоже
уже писал.
1. Гравюра на картоне, абстрактная ритмическая композиция.
Вводное ознакомительное задание по этой технике удачно объединилась с заданием группы по проекту (преподаватели - Дмитрий Девишвили и Мария Челоянц). Группа в том момент выполняла задание, где средствами вёрстки нужно было передать ритмический строй того или иного стихотворения. На наших же занятиях ребятам было дано задание сделать две формальные композиции, которые также отражали бы ритм и настроение стихотворения. Средства - рельеф из картона разной фактуры, и печать чёрной краской, формат композиции - А3. Обе композиции печатались с двух строн на одном листе, из которого в итоге фальцевалась маленькая книжечка, где графика и текстуры кое-где дополнялись полосками текста. Таким образом ребята познакомились с возможностями новой техники, находясь в русле проектой задачи.
2. Гравюра на картоне, портрет.
Последним заданием семестра стал портрет поэта. Нужно было выбрать одного автора и средствами гравюры на картоне передать не столько фотографически точное сходство, сколько общее впечатление от поэта - его фигуры, стихов, судьбы. Степень формализации могла быть любой. Техника монохромной гравюры на картоне не предполагает натуроподобного изображения, поэтому мы привествовали активную работу с текстурами, расположением пятна в листе. По сути эти портреты стали первой иллюстрацией, которую группа делала на нашем предмете, в следующем семестре мы продолжим работу в этом направлении.
Я, к сожалению, не помню всех изображённых поэтов. Подписал там где знаю наверняка.
Борис Пастернак.
Владимир Высоцкий.
Владимир Высоцкий.
Александр Блок.
Велимир Хлебников.
Роберт Рождественский.
Александр Грибоедов.
Зинаида Гиппиус.
Зинаида Гиппиус.
Оскар Уальд.
Владимир Маяковский.
Иосиф Бродский.
Константин Бальмонт.
Вторая часть рассказа - о программе третьего курса.