Про воображаемый пейзаж. Второй виток

Aug 03, 2014 16:07




Трудное и важное задание для группы по воскресениям.

Дано: Три занятия в мастерской без какой-либо натуры.
Задача: Придумать местность и нарисовать с неё пейзаж.


Уже второй год перед началом пленэрных занятий в городе я даю группе задание по воображаемому пейзажу. Для меня это важный этап вхождения в тему, когда самого пейзажа ещё нет, но о нём уже нужно думать, воспринимать его ясными объективными категориями, а не идти на поводу у сиюминутного любопытства («ой, какая там в окне киса, надо срочно нарисовать этот дом, срочно!»). Задание нужно для понимания основных этапов работы над композицией в пейзаже, правильному отношению к выбору материалов для своей задачи, к выбору ракурса и детали.

В прошлом году это задание было менее объёмным, больший упор там был на итоговые рисунки. В этот раз подготовительных этапов разработки стало больше, а сами работы - глубже. В прошлом году мы говорили преимущественно о формальных качествах пейзажа - рельеф, состояние, глубина, освещение. Мы как бы тестировали инструменты, которые потом использовались при рисовании с натуры. В этот раз во всех работах есть ещё и содержание, отношение автора к этой местности. Это уже законченная осмысленная серия, а не просто набор упражнений.

1. Начинали все с текстового описания придуманной местности - что это, где это, какое оно, какое время года, состояние. Чем подробнее было описание, тем интереснее потом рисовать, есть на что опереться. Именно в качестве текста коренятся все качества будущих рисунков.
2. Далее - карта местности, объективное изображение того, что мы собираемся рисовать. На ней разрабатывался рельеф ландшафта, его особенности, главные ориентиры. Пока без привязки к композиции итоговых пейзажей - местность как таковая.
3. После этого на карте были выбраны конкретные точки, которые наиболее ёмко и ярко описывают нашу местность. Для каждой точки мы рисовали несколько эскизов, на которых определялся нужный уровень линии горизонта, очерёдность изображения объектов, степень детализации планов.
4. Когда в эскизах наступила ясность, пришёл черёд выбора техники и выполнения чистовых работ - минимум три разных вида местности. Использовано множество техник - карандаши, тушь, масляная пастель, аппликация и даже гравюра на дереве.

А вот что получилось в итоге. Всё, что вы видите тут - полностью придумано.
Работы всех авторов расположены поэтапно.

Аня:

«Североамериканская тайга, система озер, окруженных лесом и горами, с впадающими в них мелкими и крупными речушками, с порогами и водопадами. Как в одном из любимых в детстве романе Фенимора Купера, по озерам дрейфует плавучий охотничий домик, в прибрежных зарослях шныряют индейские пироги, в чаще живут медведи».


































Игорь:

«Зима. Небольшое село где-то на пологих берегах Волги. Поля, лес рядом. Небогатые деревянные дома, хозяйственные постройки, деревянная же церковь.
В окрестностях идут боевые действия, и село подверглось артиллерийскому обстрелу. Войск здесь не было, только местные жители. Был ли это злой умысел или чья-то глупость - неизвестно.
Обстрел был недолгим, недавно прекратился. Все люди попрятались, кроме одного любопытного паренька, глазами которого мы и наблюдаем сию картину».































Марина:

«Пройдет много лет, и полковник Аурелиано Буэндиа, стоя у стены в ожидании расстрела, вспомнит тот далекий вечер, когда отец взял его с собой посмотреть на лед. Макондо было тогда небольшим селением с двумя десятками хижин, выстроенных из глины и бамбука на берегу реки, которая мчала свои прозрачные воды по ложу из белых отполированных камней, огромных, как доисторические яйца. Мир был еще таким новым, что многие вещи не имели названия и на них приходилось показывать пальцем.
Хосе Аркадио Буэндиа совершенно не знал географии округи. Ему было известно только, что на востоке возвышается неприступный горный хребет, а за ним находится старинный город Риоача, где в давние времена - по рассказам его деда, первого Аурелиано Буэндиа, - сэр Фрэнсис Дрейк развлекался стрельбой из пушек по кайманам; убитых животных по его приказанию латали, набивали соломой и отправляли королеве Елизавете. В молодости Хосе Аркадио Буэндиа и другие мужчины - все со своими женами, детьми, домашними животными и разным скарбом - перебрались через этот хребет, надеясь выйти к морю, но, проблуждав два года и два месяца, отказались от своего намерения и, чтобы не возвращаться назад, основали селение Макондо.

Эскизы - про переход, предпринятый основателями, про дом, постепенно растущий, и стареющий, про огромный каштан, закрывающий патио, про город, движущийся от древней реки в долину, про банановую плантацию, поглотившую все. Заключительный аккорд - скрытое за хребтом море, найденное Урсулой, и Хосе Аркадио, спящий в гамаке на галерее».














































Наташа:

«Это завод на морском побережье, далеко от города. Когда-то там делали крабовые консервы, а сейчас завод заброшен. Из города туда ведет одноколейка. По ней ходил паровоз с несколькими вагонами: он привозил тару и увозил консервы, а теперь стоит на территории завода и никуда не идет. Бетонные плиты покрошились, арматура торчит, под ногами - битое стекло. Одуванчики цветут, двор порос лопухом, крапивой и каким-то кустом без названия. Солнце светит целый день. Туда никто не доходит, кроме пьяниц и детей. Пьяницы идут по рельсам, а дети - по краю берега, и они никогда не встречаются. Там нет даже собак и всегда тихо».































Оля:




























Другая Оля:

«Где-то в холодном, но приветливом крае, высоко в горах, расположен город N. Почти круглый год там лежит снег. Все же в городе идет бойкая торговля - грузы доставляют по реке и в сказочных летательных аппаратах».
















Света:

«Провинциальный поселок, основанный неподалеку от угольной шахты. Ранней весной, когда листьев на деревьях еще нет, а трава едва проклюнулась, во дворах частных домов зацветают яблони, и поселок окутан бело-розовой дымкой.
Время течет неспешно. На период школьных каникул поселок оживляется.
Из местных достопримечательностей - церковь и памятник Ленину. На маленькой станции ненадолго останавливаются пассажирские поезда.
Поселок окружают просторные поля. Есть действующий коровник».






















Таня:

«Ну значит так, у меня был такой пейзаж: солнечное, засушливое место с тёплым климатом, зимой + 20 не менее, рядом с океаном. Городок с двухэтажными домами и большими виллами, расположенными отдельно в зажиточном районе. Вся жизнь сосредоточена на пляже, рядом с которым есть мелкие кафе. Люди там общаются, приходят заниматься спортом, загорают. Передвигаются в основном на машинах. На пляжах всегда полно места. Из растительности преобладают пальмы и газон».

























Юля:

«Высокий старый маяк раньше был главным в городе и дарил свет, спасая корабли, до тех пор пока город не застроили огромными домами-небоскребами -
их видно теперь дальше. Но маяк продолжают любить прохожие, гуляющие по набережной, и корабли, по инерции и памяти плывущие к нему. В этом городе
обычно тепло и солнечно, но иногда случаются дожди, теплые дожди».






















Хочу сказать, что для меня результаты этого задания по силе и глубине сравнимы, пожалуй, только с авторской книгой. Я очень доволен тем, что получилось, это совершенно живые вещи.

обучение, методика, учебная группа Дмитрия Горелышева l, пейзаж, рисунки

Previous post Next post
Up