В декабре прошлого года сотрудники студии "Анимаккорд", что делает мультфильм про Машу и Медведя, пригласили меня вести наброски на студии в условиях очень ограниченного времени: два часа один раз в неделю. В целом запрос был следующий: больше понять о конструкции фигуры и учесть специфику места работы, те занятия должны были быть ориентированными на практику и затрагивать вопросы выразительности. Рисовать модель хотели как люди, чья работа связана с изображением, так и те, кто занимается в студии делами, к рисованию не имеющими никакого отношения. У группы был опыт организации и проведения набросков на своей территории, в том числе с преподавателем, но то одно, то другое не устраивало; было понимание, чего не хочется. С учетом всего этого на базе заданий, разработанных Дмитрием Горелышевым (подробно о них можно почитать по тэгу
"Учебная группа Дмитрия Горелышева"), была написана программа занятий. Здесь нужно добавить, что мы открыты для предложений провести уникальный курс, сделанный под запросы и нужды конкретного коллектива, внутри какой-либо компании или студии.
Я разделила программу на три условных блока: инструмент рисовальщика и способ действия, форма, выразительность. Условных - потому что на одном занятии решалось сразу несколько задач, которые проникали из одной темы в другую. Некоторые рисунки участников группы, результат примерно тридцати часов работы, - под катом. Для тех, кто любит покороче: на черно-белой фотографии - рисунки до наших занятий, на цветной - после.
Было:
Стало:
Большое спасибо коллегам за помощь, а группе - за работу! Слово участникам:
Аня:
Села, пересмотрела все работы с осени по сегодняшний день, перебрала все свои мысли о занятиях. Получилось вот что:
- из положительного. Очень заметно, по моим работам, что я перестала "топтаться на месте". Рисуя раньше, "сама по себе", я как бы рисовала не развиваясь, не исправляя собственные ошибки и из раза в раз повторяя одни и те же приемы. Мне часто не нравились мои работы, но что не так - было непонятно. Теперь я вижу - что было не верно, и главное - КАК можно исправится, куда двигаться дальше. Очень правильное решение, для меня, было "вырвать" из рук привычные материалы и попробовать что-то другое. Не все материалы понравились - но многое дало возможность подумать и переосмыслить. Теперь можно и дальше поэкспериментировать с материалами, не так страшно - ведь может получится что-нибудь интересное ).Вообще, что мне особенно понравилось, так это выход из привычных рамок рисования. Учеба у меня была давно, все что рисовалось в последнее время "для себя" застряло в рамках и привычных приемах, и крутилось на одном месте. Занятия хорошо "растормошили".
- из того, чего не хватило. Точно не хватило анатомической, ученической части. Мне вот точно еще б "кубических" людей, "круглых" людей, формы хотелось бы порисовать. Мне вообще кажется что надо было месяц - два посвятить таким наброскам. Я много полезного набралась на наших занятиях, но хотелось бы еще. Многие анатомические вещи нужно дорабатывать. Особенно было показательно занятие с набросками "наоборот". Очень большой пробел в построении фигуры, просто ужас... Самостоятельно такие вещи все же сложновато.
Итог - очень все полезно. Как показали занятия - не обязательно рисовать все "красивенько" ), можно и поэкспериментировать.
Спасибо!
Филипп:
я недавно на одном сайте рисовал девушку во тьме и подумал (вспоминая урок про пятна тени) что здесь можно сделать просто чёрный фон, серый силуэт, свет на волосах, лице и груди, объединённый в одно пятно (это означало, что урок про пятна тени уже взят на вооружение)
вставки форм, благодаря им стало легко и приятно рисовать икроножную мышцу вид сзади, а также намного убедительнее выглядит рука с кистью на голове, локоть на нас, просто в человеческой фигуре у художника есть любимые места, например он такой рисует и капает слюной с клыков - вот щас я нарисую свой любимый изгиб шеи вместе с трапецией и плечом одной умелой красивой линией, а другие части тела они не такие клёвые, например стопа, фиг знает как её рисовать, а благодая приёмам типа вставки форм, этих вкусных вещей в фигуре становится больше.
утолщение линии на близлежащих объектах очень помогает сделать убедительнее локти и колени, идущие на нас, до этого приёма я бы делал воздушную перспективу на фигуре проработкой штрихом ближних деталей, а удалённые постепенно тусклеют и уходят в белую бумагу, но одно другому не мешает, теперь эти приёмы можно комбинировать.
знак - аще норм, заставляет по-другому смотреть на людей, схватывать две-три их основные характерные черты, я изобретал знаки ранее, придумывая их из головы, но обозначить живого человека, на которого смотришь - это что-то новое))
Леон:
Наташа попросила нас написать отзыв о прошедших занятиях: «что поняли, что осталось непонятным, что понравилось, что нет, какое занятие было самым запоминающимся и полезным, а чего не хватило, в свободной форме».
Пишу исключительно от своего имени. Итак по порядку:
1. «что поняли и что осталось непонятным». Не понял ничего, а непонятным осталось все остальное. Я и раньше знал, что ничего не знаю, но после общения с Наташей говорю об этом уверенно и с гордостью.Хотя, конкретный пример того, что было не понятно - есть. На одном занятии надо было «нарисовать нежность модели». Теоретически, если бы я решал эту задачу, я бы искал жест, позу, деталь, выражение лица, показывающие нежность конкретного человека. А здесь надо было изобразить нежность модели в конкретной позе, которую я не выбирал. Модель стояла на высоком подиуме ко мне спиной (по-моему, даже ее рук мне не было видно). Честное слово: женская спина, женская попа и женские ноги вызывают во мне множество нежных чувств, но я так и не успел понять, как их нежно изобразить.
2. «что понравилось». Прежде всего: красивые натурщицы и натурщики и апплодисменты им в конце заняий. А если серьезно, то наташино настойчивое желание и деликатное умение убрать у новичков привычную точку опоры. Взгляд на себя с неожиданной стороны - отличное средство от «впадания в прелесть».
3. «что не понравилось». Не помню.
4. «какое занятие было самым запоминающимся и полезным». Запомнились два. На первом была аппликация - резать бумагу лезвием «Shick» от безопасной бритвы очень опасно и неудобно, поэтому необходимо точно расчитывать движение. А второе запомнившееся занятие - это то, на котором я не был, и на котором все нарисовали классные портреты друг друга. Оно действительно оказалось очень для меня полезным: так жалею, что не пришел, что собираюсь не пропускать все последующие.
Кстати, как мне кажется, когда учишься, самое полезное как раз и не запоминается, потому как это то, что, с необходимостью, постоянно и изо дня в день.
5. «чего не хватило». Не хватило и хорончески не хватает времени.
Среди Наташиных вопросов нет такого: «что показалось забавным, неожиданным, удивительным?». Поэтому сам себе его задам и сам же на него и отвечу:
1. быстрый, цепкий взгляд натурщика или натурщицы на рисующих. Смотрите: я - не художник. Наверное, - старомоден. Выражаясь деликатно: очно незнакомых голых девочек (и мальчиков) вижу только на нудистском пляже (мальчиков - еще и в общественной бане). Воспитание не позволяет мне долго, не таясь, во всех деталях рассматривать пусть даже и одетого человека. Рисование с натуры - это, конечно же, совсем другое дело. Здесь рассматривать - можно и нужно. Но когда поднимаешь глаза от рисунка, смотришь на натурщицу и ловишь на себе ее спокойный, быстро переведенный в сторону, взгляд, понимаешь, что и тебя тоже рассматривают, и тоже внимательно. Это забавно.
2. неожиданно интересными получились рисунки, сделанные совместно несколькими участниками набросков.
3. удивительно было то, что рисунки меняют отношение к человеку. Вроде бы знакомы давно, и хорошо знаем друг друга, а посмотришь на работу, которая нравится, и с удивлением начинаешь на автора смотреть по-другому - рисунок про него рассказал что-то новое.
Надя:
Курсы понравились. Узнала для себя что-то новое. Учились смотреть на поставленную задачу с разных сторон. Зарядилась энтузиазмом рисовать и дальше. Надеюсь задор не угаснет.
Михаил:
В целом всё было полезно, познавательно и интересно. Наверное маловато. Но тут уж мы были ограничены временными рамками. Нужно больше самостоятельно работать. Понравилось: объяснения, подача, новизна и познавательность. Но иногда я ловил себя на мысли, что просто не понимаю что я должен делать. Особенно это касалось "постановки задачи" самому себе. Всегда считал, что надо просто нарисовать натуру - разными материалами, разной техникой - но нарисовать то, что я вижу. Если задумываться о чём-то сверх этого, ставить некую задачу, то иногда наступал просто ступор - что же я должен сделать?! )) Иногда смущали Ваши комментарии в процессе рисования - именно в процессе. Немного сбивало с мысли. Иногда, когда понимаешь, что сделал всё не так. не по заданию, тогда казалось, что всё пропало, и я ни на что не годен..)) Может быть стоит обсуждать уже после занятия, или во время перерыва?.. Но это так.. мысли вслух, а не критика.. )) Вспоминаются наброски с натуры, которые были у меня на другой студии. Я каждый раз подходил к нашему главному художнику и просил посмотреть работы и прокомментировать. А он отвечал, мол подожди пока, порисуй, вот разрисуешься, тогда посмотрим и обсудим. В этом тоже была своя правда, т.к. накопился объём рисунков, среди которых были и неудачные, и неплохие - было что обсуждать. Хотя, оглядываясь на наши занятия, кажется, что и комментарии преподавателя в процессе тоже уместны.. И ещё одно маленькое отступление. Многие из нас вышли их рисованной мультипликации. А там есть своя специфика в рисунке. Если говорить о классике анимации, то у персонажа должен быть ровный замкнутый контур. И после десятка лет работы в таком ключе, рука сама рисует так , как привыкла, автоматически. Очень сложно переключиться на рисование художественное с выделением переднего плана, объёмов и пр. Нвверное проще обучаться с нуля, чем переучиваться. )) Вот такой отзыв.. Спасибо Вам за внимание к нашей группе. Всё было здОрово!
Разговаривали о линии, о пятне, об этапности ведения работы.
Рисовали сечениями, рисовали кубических людей, рисовали фигуру по представлению с противоположной точки.
Разговаривали о самостоятельной работе и постановки задачи.