Про рисование лежащей фигуры в ракурсе

Jan 07, 2013 18:30




Задание для группы по вторникам.

Дано: Три занятия с обнажённой мужской моделью.
Задача: Постараться внятно изобразить модель в одном из самых сложных ракурсов.


Рисовали в этот раз на большом формате, не менее А2.
Сложность рисования лежащей фигуры в ракурсе состоит в том, что силуэт, даже точно взятый с модели, ничего не даёт, на плоском листе надо ухитриться изобразить все 180 сантиметров тела постепенно отдаляющиеся от зрителя. В вертикально стоящей фигуре мы видим все части тела в их реальном размере, в лежащей фигуре длины конечностей, торса и прочего сокращаются, остаются неизменными только их толщины, на них и надо опираться. Ещё одна сложность состоит в том, что одни части тела перекрываются другими, часто не видно мест сочленений и их необходимо рисовать насквозь, руководствуясь знанием анатомии, логикой и изучением фигуры с других ракурсов.

Ход работы примерно такой:
1. Компоновка. Расположить фигуру в листе по крайним точкам как можно плотнее. Если оставлять много пустого места вокруг фигуры - сама фигура получится мелкой и с ней будет очень тяжело работать, особенно на этапе детализации.
2. Изображение ракурса подиума или плоскости, на которой лежит модель. Это важно потому, что фигура у нас не висит в космическом пространстве (как на некоторых рисунках ниже), а привязана несколькими точками к одной плоскости. Мы можем использовать плоскость подиума, как систему координат (оси этой плоскости, диагонали), проверяя по ней расположение одной части тела относительно другой.
3. После определения положения ключевых точек соприкосновения фигуры с плоскостью - ступни, таз, плечи, голова - изображаем их в объёме, учитывая ракурс каждого из них и высоту.
4. Соединяем эти ключевые формы с теми формами, что не касаются поверхности, снова обращая повышенное внимание на соотношение видимых толщин этих объектов.
5. Далее идёт отрисовка более мелких форм, уточнение анатомии, детализация. Этот этап отличается от рисования вертикальной фигуры только непривычностью ракурса и сложностью изображения некоторых форм. Колени нужно воспринять не шишками, а кубическими блоками, поняв их ракурс, изображая руку особенное внимание уделить толщине и ракурсу запястья.
6. В разработке светотени главное - цельность светового и теневого планов, как и в рисовании любого другого ракурса. Но при отрисовке отдельных частей тела нужно помнить о том, что ракурс будет выразительнее со штриховкой по сечению формы, то есть есть поперёк каждого из объёмов. Так мы покажем разность направлений бедра и голени в согнутой ноге гораздо более наглядно, нежели просто затонировав «тёмненькие места».
7. В завершающей части работы нужно обратить внимание на то, что мы изображаем на листе очень большую глубину, поэтому самая высокая степень детализации и контраста светотени должна быть на наиболее близких к зрителю частях тела. Если мы смотрим на фигуру со ступней, но при этом видим тёмное пятно на руке, которая лежит на метр глубже - игнорируем это, руководствуемся логикой, а не срисовываем пятнышки.

Учитывая, что в строгановской программе это, по-моему, самое сложное для студентов задание, а в этой группе многие ребята классического художественного образования не имеют, то результатами я вполне доволен. Вот что получилось:

Наташа:




Лёша:




Таня:




Боря:




Света:




Максим:







Аня:




Денис:




Другая Аня:




Лиза:


учебная группа Дмитрия Горелышева ll, обучение, методика, ракурс, рисунки

Previous post Next post
Up