Нет Giga без Меga

Jun 14, 2011 09:49




Создание синхротрона четвёртого поколения позволило бы России надолго опередить США и Европу, - Геннадий Кулипанов

Megascience часто ошибочно связывают только с суперфундаментальными научными задачами вроде изучения зарождения Вселенной. Заместитель директора Института ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН академик Геннадий Кулипанов объяснил, что вокруг таких установок во всём мире кипит бурная деятельность по разным направлениям науки.

- Там, где есть установки megascience, возникает мощная инфраструктура для фундаментальных и прикладных работ по химии, медицине, биологии, материаловедению. Ведь оборудование на сотни миллионов долларов не по карману каждому институту и даже научному центру, поэтому вокруг него всегда концентрируются исследования в самых разных областях наук. Создают такие установки обычно на базе какого-нибудь одного крупного физического института, но к оборудованию получают свободный доступ и университеты, и исследовательские институты, и промышленные компании. Уникальные возможности этого оборудования позволяют создавать вокруг них новые исследовательские центры и лаборатории. Так, практически при всех государственных лабораториях в США, когда-то участвовавших в создании атомного оружия, сегодня работают источники синхротронного изучения, на базе которых  созданы специализированные центры материаловедения, фармакологии, центры нанотехнологий. Каждый источник синхротронного излучения, работая ежегодно примерно 5000-7000 часов, обслуживает от 20 до 60 экспериментальных групп из различных областей науки. На источниках синхротронного излучения в мире ежегодно проводят эксперименты более 50 тысяч человек и защищают дипломные работы 20-30 тысяч студентов.

При такой востребованности имеет ли megascience шансы в будущем окупить миллиардные затраты государства?

- Не думаю, чтобы кто-то производил расчёты их окупаемости. Очевидно одно - без установок такого уровня у науки нет будущего. Результат программы megascience, который хочется получить, - это работы мирового уровня, реализация крупных международных программ и блестящие публикации в ведущих научных журналах. Создание таких установок стимулирует развитие новых технологий. Сверхпроводящие магниты и ускоряющие системы, СВЧ-электроника и сверхвысокий вакуум, прецизионная измерительная техника - всё это появилось благодаря megascience, а теперь успешно используется во всех сферах человеческой деятельности. Ускорители, изначально созданные для установок megascience, применяют в промышленности для модификации материалов, решения экологических проблем и в медицине. А детекторы, разработанные для ядерной физики и физики высоких энергий - в медицине и системах безопасности.

Два года назад по решению Правительства РФ ведущие вузы приобрели современное научное оборудование. Электронные микроскопы, томографы и ДНК-секвенаторы необходимы в университетах, но это оборудование, за исследования на котором учёные за рубежом получали Нобелевские премии еще 10-20 лет назад. А финансирование создания собственных уникальных крупных установок - это уже развитие переднего края науки, производство нового класса научного оборудования, которое не изготавливает никто в мире. Поэтому мы, безусловно, поддерживаем решение о создании инфраструктуры развития российской науки на базе установок megascience. Это имидж нашей страны в мировом сообществе.

Далее интервью читайте здесь

синхротрон, мега, megascience

Previous post Next post
Up