Как США через КНДР пытаются влиять на Китай и Россию - рассуждает учёный Константин Асмолов
В последние недели 2010 года над миром нависла угроза большой войны: Северная и Южная Кореи, страны, имеющие едва ли не самые многочисленные армии в мире, пошли в лобовое столкновение, пугая друг друга то проводившимися в
опасной близости стратегическими учениями, то информационными атаками о боевой готовности вооружённых сил. Однако наступивший год Корейский полуостров встретил относительно спокойно - с заявлениями о возможном возобновлении диалога двух стран, во что, впрочем, мало кто верит. Разразится ли новая буря после новогоднего затишья, кто на самом деле обостряет корейский конфликт и какую позицию в споре КНДР и РК лучше занять России? Об этом рассуждает ведущий научный сотрудник Центра Корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов, известный не только многочисленными экспертными статьями и смелыми выступлениями, посвящёнными корейским проблемам, но и тем, что в 2009 году стал героем жестокого «уличного триллера»: благодаря владению восточными единоборствами, он сумел отбиться от напавших на него со спины вооружённых людей.
Константин Асмолов: «Мы должны иметь возможность участвовать в урегулировании проблем полуострова как минимум для того, чтобы там не принимались решения за наш счёт»
Пугало для России и Китая
Вокруг КНДР много мифов. А есть ли реальные основания для опасений, что Северная Корея развяжет военный конфликт?
- Реальных оснований для ситуации, при которой инициатором угрозы выступит именно КНДР, я не вижу. В нынешней ситуации Северная Корея по собственной воле не станет инициировать военный конфликт, ибо в этом случае, согласно Договору о взаимной обороне, на стороне Южной Кореи (РК) в конфликте примет участие США, а армия РК будет подчиняться американскому командованию. Бюджет южнокорейской армии в 23-26 раз больше северокорейских военных расходов. И если армия КНДР стоит на четвёртом месте в мире по численности, то армия РК - на шестом. Важная деталь: значительная часть подразделений северокорейской армии - это, скорее, военные строители, так как армия выполняет большой комплекс народно-хозяйственных работ.
Но Север не исключает применения ядерного оружия…
- Да, у Северной Кореи может оказаться много вариантов «ассиметричного ответа», но все они касаются обороны. Что же до ядерного оружия, то его применение при таком соотношении сил ничего не изменит и только ухудшит образ КНДР как нарушителя табу. Серьёзно опасаться надо иного. Во-первых,
глобальных последствий конфликта, вероятность интернационализации которого, если он произойдёт, достаточно высока, равно как и применения оружия массового поражения.
Во-вторых, вероятности технических ошибок, которые могут привести к катастрофе во время ракетного пуска или ядерного испытания.
Долгое время не верилось в осуществление самых страшных сценариев, но, судя по событиям последних двух месяцев, всё возможно. Что на самом деле происходит на полуострове? Почему так раскалилась обстановка?
- Нынешнее изменение масштаба угрозы в сторону эскалации связано с изменением политики Республики Корея. После прихода к власти Ли Мён Бака по комплексу внутриполитических причин внешняя политика страны оказалась в руках ястребов - консерваторов эпохи холодной войны, которые до этого 10 лет пребывали вне власти и во многом утратили чувство реальности. Своё возвращение во власть они восприняли как
исторический шанс свергнуть северокорейский режим любой ценой и любыми средствами, после чего началось активное подталкивание РК к конфликту. Можно обратить внимание на то, что с весны-лета 2010 года крупномасштабные военные учения армии РК проходят несколько раз в месяц, и большинство из них носит откровенно провокационный характер. Демонстрацию силы и проверку боеготовности войск вполне можно осуществлять в менее эпатажной манере и не в спорных водах.
Между тем в ситуации взаимного напряжения, когда обе стороны имеют инструкции жёстко реагировать на любые действия, которые кажутся провокацией, велика вероятность того, что малейший неверный шаг или технический сбой будут неверно интерпретированы и станут поводом для военного конфликта, в котором каждая сторона будет обвинять другую в провокации.
В течение 2010 года произошло несколько странных инцидентов, и далеко не все они интерпретируются как агрессивные действия КНДР. Это касается и истории потопления южнокорейского корвета «Чхонан», ибо чем больше всплывает новых фактов, тем больше наблюдается
нестыковок и странностей в официальной южнокорейской версии события.
Кто станет взвешивать эти факты? КНДР как закрытое, противопоставляющее себя всему миру государство всегда будет выглядеть главным источником военной угрозы и вообще всевозможного зла.
- Да, Северная Корея традиционно воспринимается как источник напряжённости, однако не следует забывать, что отношение к ней во многом окрашено штампами холодной войны, благодаря которым КНДР воспринимается как последнее коммунистическое государство, несмотря на то, что даже в лучшие годы советского компонента в её государственной модели было не так много. При этом в мире хватает режимов, которые по своей одиозности, развитию
культа личности и несоблюдению прав человека догнали, а возможно, и перегнали Северную Корею. Хотя бы Туркменистан. Но длительное пребывание в прицеле пропаганды настолько исказило образ КНДР в массовом сознании, что
попытки «не вешать на Пхеньян всех собак и оставить только тех, которых там действительно съели», воспринимаются как обеление кровавого режима.
Наконец, поддержание КНДР в образе «
тиранического режима из американского боевика» хорошо накладывается на геополитическую стратегию США и Японии. Американцам нужно определённое пугало в регионе, позволяющее объяснить, против кого направлено их военное присутствие там, хотя на самом деле они сдерживают этим
Китай и Россию.
Что развалит Северную Корею
Цивилизованный мир вот уже несколько десятилетий тщетно ждёт падения северокорейского режима, но КНДР не спешит идти по пути Советского Союза. Что Вы по этому поводу думаете: развалится ли в конечном итоге эта система, когда это случится и что этому будет способствовать - очередной голод, экономическая блокада, смерть лидера, военный переворот, внешнее силовое давление?
- Стандартная ошибка тех, кто пытается изучать Северную Корею, заключается в том, что они воспринимают это государство как аналог СССР. Но это не так, ибо в КНДР гораздо больше компонентов традиционного общества, и именно благодаря этому режим продолжает стоять. К тому же у него была возможность учиться на чужих ошибках, и многих «элементов конструкции», виновных в падении Советского Союза, в КНДР не просматривается. Конечно, рано или поздно резервы КНДР исчерпаются, однако на данный момент режим достаточно устойчив, чтобы не развалиться самостоятельно, без серьёзного толчка извне.
Вот, например, такой курьёз. В своё время один из западных специалистов написал книгу «Грядущий конец Северной Кореи», где очень подробно доказывал, почему этот режим нежизнеспособен и развалится в течение ближайших двух-трёх лет. С тех пор прошло уже более 20 лет, а книга выдержала несколько переизданий, в которых каждый раз указывалось, что в нынешней ситуации КНДР уж точно вот-вот развалится.
Теперь о конкретных вариантах развития ситуации, названных вами. Голод имеет свои причины, и обычно это - природная катастрофа в сочетании с невозможностью доставить в регион бедствия достаточное количество продовольствия (например, из-за экономической блокады, которая служит формой давления извне). Оценки числа жертв голода довольно сильно разнятся, и манипулируют ими не только желающие нарисовать картину ужасов коммунизма, но и те, кто хотел бы получить в связи с этим побольше бесплатной помощи.
Экономические санкции сами по себе пока демонстрируют
неэффективность. К тому же многое зависит от КНР, а китайско-северокорейская граница достаточно проницаема.
С учётом политики приоритета армии, когда военные везде на первых ролях, вероятность военного переворота я оцениваю как низкую.
Смерть Ким Чен Ира действительно может оказаться серьёзным ударом для страны, так как этот человек, безусловно, незаурядный политик, и непонятно, насколько «наследник престола» (или, что более вероятно, коллективное руководство при нём) сумеет сохранить тот тонкий и взвешенный подход, который Северная Корея демонстрирует сейчас, не поддаваясь на давление, с одной стороны, и не обостряя ситуацию до предела - с другой.
Что касается силового давления со стороны других стран, то реальные рычаги давления на Северную Корею имеет только Китай, но и Пекин в Пхеньяне слушают не всегда. К тому же Пекину, скорее, выгоден статус-кво, чем тот или иной тип беспорядка в непосредственной близости от его границ. Если говорить о «принуждении к миру», то пока КНДР выглядит противником, победа над которым возможна только ценой колоссальных жертв на полуострове и существенных потерь со стороны вторженцев. Северокорейская армия - не аналог иракской, хотя сегодня южнокорейские пропагандисты активно пытаются убедить Вашингтон в том, что режим вот-вот развалится и миротворческая
операция может пройти без активного сопротивления. Купятся ли США на эту стратегическую дезинформацию - отдельный вопрос.
КНДР давно просит не «рыбу, а удочки»
Зачем вообще КНДР постоянно напоминает о себе мировому сообществу? Почему бы ей не жить незаметно, в тихой экономической дружбе с Китаем, Японией?
- Потому что жить «в тихой экономической дружбе» Северу не дадут. Есть показательный пример событий 2002 года, когда КНДР начала очень куцую программу экономических преобразований - так называемые «Государственные мероприятия 2002 года». В это же время КНДР посещал премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми, и для того чтобы добиться улучшения отношений с этой страной, Ким Чен Ир даже признал факт похищения в своё время японских граждан северокорейскими спецслужбами. Но развитие КНДР и смена её имиджа были невыгодны неоконсерваторам Буша, и осенью того же года начался инспирированный
Америкой второй виток ядерного кризиса, когда КНДР бездоказательно обвинили в нарушении Рамочного соглашения и тайном развитии ядерной программы. Последствия данного шага мы наблюдаем уже 8 лет.
Некоторые эксперты высказывают предположение, что подобное поведение КНДР - своего рода экономический шантаж для получения международной помощи. Это не совсем так, поскольку Северная Корея давно просит «не рыбу, а удочки».
При отмене большинства санкций КНДР теоретически способна наторговать себе на покупку продовольствия и развивать экономику страны,
которой был нанесён серьёзный удар из-за природных катастроф 1995-1997 годов. Развитие экономических связей с внешним миром повлекло бы за собой и постепенное улучшение жизни простых граждан страны.
Но для этого нужно, чтобы США официально признали КНДР (что они, вообще-то, должны были сделать ещё в 90-х годах на волне «перекрёстных признаний») и стали воспринимать пхеньянский режим не как врага, а как партнёра на переговорах, пусть и неприятного. Экономическая помощь, особенно со стороны США и РК, играла совсем не такую большую роль, какую ей приписывал раздутый пиар.
Наконец, не столько КНДР напоминает о себе международному сообществу, сколько мировое сообщество подаёт почти каждую новость, касающуюся КНДР, как преддверие больших катастроф. Так, стоит Северной Корее провести масштабные военные учения, как они преподносятся как знак её имманентной агрессивности, а Южная Корея, разумеется, проводить подобные учения право имеет.
Помним, что между Северной Кореей и её противниками идёт постоянная пропагандистская война, в которой все средства хороши. И, если пропаганда КНДР, проводимая в традициях Советского Союза эпохи 1950-х, вызывает у современной аудитории улыбку и однозначно воспринимается как ложь, аналогичное количество лжи и передёргиваний другой стороны, более современно «упакованных», грубой ложью не кажется. Хотя вопрос о том, что во время саммита большой двадцатки в Сеуле в 2010 году КНДР будто бы планировала радикальный теракт при помощи воздушных шаров, «начинённых
химическим оружием или спорами опасных бактерий», тоже напоминает разговоры о троцкистско-фашистских шпионах, которые подмешивали стекло в масло и мешали пионерам собирать металлолом.
Ещё пример. Как бы отреагировала российская аудитория на фотографии деревенских грибников с трогательным текстом о том, что благодаря политике кровавого режима Путина российская глубинка находится на грани вымирания и деревенские жители вынуждены собирать в лесу грибы и ягоды, чтобы хоть как-то прокормиться? Применительно к сборщикам съедобных трав и кореньев в Северной Корее этот приём вполне работает.
И раз уж вы упомянули Китай и
Японию, скажем пару слов об их политике в отношении КНДР. Со стороны Китая идеологические связи давно уступили место прагматизму - КНДР нужна ему как своего рода буфер, а также рынок сбыта для компаний Северо-восточного региона КНР. Кроме того, Корея традиционно входила в китайскую зону ответственности, и потому Китай старается быть основным носителем стабильности. Япония же понимает, что колониальное прошлое никто не забыл, а благодаря наличию на её территории американских военных баз в случае конфликта с Севером она автоматически подвергнется атаке. Поэтому, желая обеспечить свою безопасность, и на фоне напряжённости отношений с КНР она часто становится вторым голосом США в северокорейском вопросе.
Невыгодное объединение
При каких обстоятельствах может произойти объединение Южной и Северной Кореи?
- С одной стороны, и на Севере, и на Юге декларируется, что объединение - это чаяния всего народа. С другой - прагматический взгляд подсказывает, что объединение на данный момент невыгодно ни тем, ни другим. Разрыв в
уровне жизни создаёт куда больший набор проблем, чем при воссоединении Германии, а трудности адаптации на Юге сегодняшних перебежчиков с Севера говорят о существенном различии в культуре и менталитете. Молодые поколения Севера и Юга, не затронутые Корейской войной, всё меньше и меньше воспринимают своих соседей по 38-й параллели как часть единой, но разделённой нации. При объединении это повлечёт за собой море социально-психологических проблем, последствия которых хорошо осознают и на Юге, и на Севере.
В результате даже во время правления в РК прагматиков в 1997-2007 годах об объединении говорили, указывая, что оно желательно через 10-15 и более лет, когда пройдёт целый комплекс подготовительных мероприятий, призванных сделать этот процесс менее болезненным. Сегодня же Ли Мён Бак открыто говорит, что объединение Кореи не за горами, намекая на поглощение
Севера Югом в ходе успешной операции по дестабилизации обстановки в КНДР. Хотя понятно, что силовое поглощение потребует очень больших затрат, сил и средств.
К тому же после объединения жизнь выбросит на обочину или сделает жертвами люстраций не только номенклатуру или сотрудников определённых структур КНДР, но и очень большую прослойку военных, чиновников, технических специалистов, которым при новом порядке не будет места. Это может повлечь за собой большой поток беженцев в сопредельные страны; появление преступных группировок, действующих не только в Корее; и даже вооружённое сопротивление «оккупантам», способное на серьёзные террористические действия.
Рычаги России на Корейском полуострове
Каковы интересы России в отношениях с Северной Кореей и что, в свою очередь, ожидает Северная Корея от нашей страны?
- Во-первых, России, как и Китаю, нужна
стабильность на границах.
Учитывая, какие сложности испытывает сегодня наш Дальний Восток, появление в его непосредственной близости горячей точки создаёт массу проблем.
Во-вторых, есть и определённый экономический интерес, который касается как двустороннего, так и трёхстороннего сотрудничества со странами Корейского полуострова. К подобным проектам можно отнести соединение Транссибирской и Транскорейской железнодорожных магистралей.
Что же касается отношения Северной Кореи к России, то ей нужны хотя бы какие-то союзники. В отличие от РК, она не входит ни в какие военные блоки. К тому же внешняя политика КНДР всегда была построена на определённом лавировании между сверхдержавами и обеспечении своего суверенитета за счёт балансирования между их интересами. Хотя в результате Пхеньян не стал «
ласковым телёнком, который сосёт двух маток», и помогали ему, скорее, по минимуму, это позволяло ему избегать прямого вмешательства других стран во внутренние дела.
В своё время разрыв экономических связей между Россией и КНДР, который случился при Ельцине, больно ударил не только по Северной Корее, но и по российскому Дальнему Востоку. Пока неясно, какие экономические связи из числа оборванных восстановимы, но потенциал для сотрудничества есть.
Имеют ли в глобальном геополитическом контексте какой-то смысл взаимоотношения КНДР и России?
- Полагаю, что да. Российская политика в отношении Корейского полуострова сегодня может быть названа равноориентированной. Мы должны иметь возможность участвовать в урегулировании проблем полуострова как минимум для того, чтобы там не принимались решения за наш счёт.
В ходе шестисторонних переговоров несколько раз именно российская позиция и действия нашей страны способствовали разрешению возникших трудностей. В этом же ключе и недавняя попытка России сделать темой обсуждения на Совете Безопасности ООН напряжение на Корейском полуострове. Конечно, у России меньше рычагов влияния на КНДР, чем у Китая, но в нынешней ситуации пора урезонивать не только Север. В этом у нас тоже есть кое-какие возможности.
Беседовала Наталья Быкова
STRF.ru