Российские учёные создают универсальный способ нанесения тугоплавких покрытий
Коррозия металлов наносит колоссальный урон современным экономикам. Только в США ущерб от коррозии металлических деталей в промышленности оценивается 17 миллиардов долларов ежегодно [1]. Эти потери могли бы быть в сотни и тысячи раз больше, если не защищать поверхность металлических изделий, нанося на поверхность различные защитные слои или пленки, либо модифицируя свойства поверхности.
Именно этому посвящена работа коллектива ООО
Научно-производственное объединение «Защитные покрытия», выполняемая в рамках
ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» при участии индустриального партнёра
ОАО «Авиадвигатель».
Ковать пока горячо
Сложнее всего защитить от коррозии и теплового воздействия среды? изделия, работающие в условиях высоких температур и больших механических нагрузок. А отказываться от таких параметров крайне невыгодно, потому что чем выше температура рабочей среды - тем больше К.П.Д., что позволяет заметно экономить энергоносители.
Существует два подхода к решению проблемы. С одной стороны, чтобы повысить коррозионную стойкость (жаростойкость, жаропрочность) и износостойкость металлических изделий, учёные стремятся создать новые материалы. Однако потенциал развития этого направления невелик, в том числе и из-а высокой стоимости тугоплавких и коррозионностойких материалов. . Поэтому гораздо выгоднее развивать второй подход - нанесение этих металлов в виде защитных слоев на относительно недорогой материал основы детали.
Кроме защитных функций, внешние тугоплавкие слои могут выполнять и ряд других: служить рабочими элементами электронных и электровакуумных устройств, например, тонкопленочных конденсаторов, быть катализаторами, диффузионными барьерами и слоями, модифицирующими свойства многослойных покрытий. Таким образом, нанесение покрытий является процессом, придающим поверхностям обрабатываемых деталей функциональные свойства.
Далее о способе нанесения тугоплавких покрытий читайте здесь