Прямое включение

Nov 05, 2015 14:48




Эксперты обсудили, можно ли будет с помощью мозгового картирования выстроить образовательную траекторию

Некоторые исследователи науки утверждают, что Зигмунд Фрейд произвёл настоящую революцию в головах, выдвинув теорию, что человек  не является хозяином собственных мыслей, а лишь слепо блуждает в мощных гравитационных полях собственного подсознания. Неужели дедушка Фрейд был прав, и, принимая «осознанные» решения, человек может сильно промахнуться? Например, если речь идёт о выборе профессии. Может быть, физические параметры нашей мозговой активности, которые реально измерить уже сегодня, смогут значительно облегчить бремя выбора? Или это верный путь к очередному «сословному» делению человечества?  Эти вопросы обсуждали эксперты в области нейропсихологии и образования в ходе дискуссии, состоявшейся в рамках форума «Открытые инновации-2015».

Павел Лукша, профессор практики Московской школы управления Сколково, член Экспертного совета Агентства стратегических инициатив:

«Моя позиция относительно возможностей генома и коннектома определять предрасположенность человека к профессии достаточно скептическая. Эти факторы работают в условиях, когда ресурсы человека выведены на предел (как на Олимпийских играх). В этих случаях естественные физиологические предрасположенности начинают играть роль. Но если мы говорим о среднем уровне, то пластичность человеческого тела и мозга такова, что люди с разными начальными данными могут освоить желаемые для них профессии. Здесь очень часто воля человека и стремление его добиться определённых результатов играют гораздо большее значение, чем предрасположенность. Ряд исследований опровергают необходимость такого рода сканирований, потому что по их данным мы получим больше вреда, чем пользы. А кроме того, давать людям возможность проявить себя и преодолеть какие-то ограничения важнее, чем усиливать эти ограничения.

Более важным мне кажется вопрос не выявления рамок возможностей, а их расширение. Человек на протяжении всей истории опирался не только на свои естественные преимущества, но и на то, что называется «вторая природа», то есть, технологии, позволяющие ему преодолевать различные ограничения. Именно благодаря этому человек попал в космос. У него нет никаких естественных предрасположенностей, чтобы там жить, но люди уже много раз бывали за пределами нашей планеты. Это всё происходит благодаря тому, что появляются технологии, которые позволяют нам преодолевать наши естественные склонности. Подобные технологии, но связанные с когнитивными способностями, мы наверняка будем развивать и дальше. И здесь нужны определенные формы регулирования. Если мы двигаемся в сторону общества, где рутинная работа отходит роботам, а человек становится творцом, надо разбираться, какие технологии приближают к этому человека, а какие нет».

Далее читайте здесь

профессия, профессиональное, образование, профобразование

Previous post Next post
Up