Учёные из Института цитологии и генетики СО РАН вырастят для российских лабораторий грызунов с любой патологией
Мыши и крысы с генетически обусловленными патологиями, незаменимые для исследований в биологии и медицине, «стройными рядами» пойдут в российские лаборатории. Поставщиком ценного материала станет Центр генетических ресурсов лабораторных животных (ЦГР), сформированный на базе SPF-вивария Института цитологии и генетики, который активно развивает технологии получения, содержания и изучения экспериментальных животных. Сегодня в центре накоплено 50 генетических линий грызунов, через два года их будет несколько сотен. В том числе и эксклюзивные, созданные российскими учёными. Проект по развитию Центра в августе 2014 года поддержан Федеральной целевой программой «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».
Традиционно мыши и крысы для российской науки считаются
дефицитным товаром. Создание и разведение и новых линий животных, и даже приобретение их в зарубежных научных центрах зачастую составляет непосильную задачу для биологических и медицинских институтов. Это дорого, технологически сложно, а в случае с покупкой в США или Европе, - бюрократически запутано. Виной тому не только длившееся несколько лет хроническое недофинансирование фундаментальной науки, но и заложенные ещё в период СССР перекосы в научных приоритетах. К примеру, если в журнале PNAS полвека назад порядка 70 % исследовательских статей были посвящены наукам о жизни, и только 30 % - всем другим наукам, то в аналогичном советском издании - ДАН СССР - имели место обратные пропорции. Это чётко отражало стратегию нашей страны, поддерживающей в первую очередь физику, математику, химию, то есть направления, важные для развития оборонно-промышленного комплекса и освоения недр.
Исходя из этого, по мышам и крысам отечественная наука отстала от мирового прогресса. Например, в Джексоновской лаборатории (США), которая имеет крупнейший в мире генетический банк грызунов, содержится более 10 000 линий (линия - группа организмов, имеющих некоторые признаки, которые полностью передаются потомству в силу генетической однородности всех особей животных), в самой большой аналогичной российской организации - Центре генетических ресурсов лабораторных животных, основанном в 2009 году на базе SPF-вивария Института цитологии и генетики СО РАН, - всего 50 линий мышей, крыс и хомячков.
Директор центра Михаил Мошкин при этом не считает, что всё потеряно.
«Гонка здесь бессмысленна, - утверждает он. - Важно другое: мы заканчиваем отработку технологий, которые позволяют нам получать и содержать лабораторных животных фактически любых линий».
Далее о российском генетическом банке читайте здесь