Рыночная модель для рыночной отрасли

Jul 18, 2014 13:13




Как сделать систему высшего образования эффективной

На минувшей неделе, 10 июля, состоялось внеочередное заседание Союза ректоров России, на котором со стороны государства были сформулированы несколько весьма радикальных для национальной системы образования инициатив. Можно даже сказать - ультимативных.

Интерес к этой теме очевиден: современный этап человеческого развития, будь то экономика, социальные отношения, культура, даже национальные языки и свойства личности, трудно представить без эффективно действующей образовательной системы. Особенно ее верхней части - университетского образования, находящегося на стыке между профессиональными компетенциями и высшим проявлением творчества - наукой. Вопрос заключается в том, каким образом сделать эту систему эффективной, причем не в примитивном понимании этого слова, а, скорее, думая об образовании как лидерской отрасли экономики, формирующей будущее, не сильно пугающее человечество.

Здесь важно отметить, что, как и в случаях с гигантскими инфраструктурными задачами и проектами, усилий одного лишь государства будет явно недостаточно. Если не дать вузам свободы, а заставить, именно - заставить, жить по нормативным указаниям сверху, то они не смогут создать адекватную образовательную среду - они будут работать не на то самое будущее, а на отчетность, блюсти правила учредителя и удовлетворять их любой ценой.

Вот и прошедший съезд, - это не только официальная часть какой-то великой идеи. Беседы с участниками в кулуарах, разговоры о тех проблемах, которые приходится решать вузам ежедневно и ежегодно, наводят на мысль, что надо идти еще дальше, все время пугаясь, что это «дальше» убьет образование… и в итоге все равно рано или поздно к этому придется вернуться.

Ключевая инициатива, которая могла бы открыть путь к образованию нового качества - это разделение образования на две разные по своей сути задачи - «повышение качества человеческого капитала», «подготовка специалистов для экономики».

Для их реализации может потребоваться реформирование столбовых принципов современной российской высшей школы отказ от гарантии полностью бесплатного образования, с сохранением, тем не менее, доступности образования (в смысле его цены), отказ от дипломов государственного образца, реформирование отсрочки от призыва и ряд других новшеств. Оценка эффективности вузов должна происходить только при условии четкого заданного результата деятельности, и должна производиться непосредственными потребителями их услуг, в том числе и в первую очередь - студентами.

Таким образом, может быть выстроена совершенно новая политика в области развития системы высшего образования. Ниже представлены те реперные точки, по которым, как мы считаем, мог бы, пройти процесс модернизации.

Далее о повышении эффективности системы высшего образования читайте здесь

союз ректоров, высшее, образование, эффективност

Previous post Next post
Up