Интернационализация повысит качество российского высшего образования, - мнение эксперта
Ни локальные рейтинги, ни государственные проверки, ни целевые приёмы не повысят статус и качество российского высшего образования. Всё проще: чтобы вузы готовили специалистов мирового класса, необходимых любой экономике и конкурентоспособных на любом рынке труда, им нужно интегрироваться в мировой образовательный процесс. Этот путь непростой и не встречает большой поддержки у ректоров. Почему и что предстоит сделать, - рассуждает Виктор Галичин, директор Центра мониторинга человеческих ресурсов Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Виктор Александрович, перед российскими вузами сегодня ставится задача продвигаться в международных рейтингах. По вашей оценке, за счёт чего и в какие сроки она может быть решена?
- У меня отношение к рейтингам, как и у многих моих коллег, которые работают в образовании не один десяток лет, довольно пессимистическое. Я считаю, что всё это ёлочные игрушки, и особенно это касается локальных рейтингов. Надо работать последовательно, ставить реальные задачи, и тогда тебя признают, хотя добиться этого будет не просто. Основная позиция, по которой мы серьёзно проигрываем и на которую, кстати, делается акцент в международных рейтингах, - научные публикации в авторитетных журналах. С этим у нас большая проблема. Большинство преподавателей, научных сотрудников не знают иностранных языков. И поэтому для них путь в журналы, которые издаются на других языках, практически закрыт, либо требует каких-то особых усилий по организации переводов. Пытаться двигаться в этом направлении довольно сложно. Видимо, должно придти новое поколение преподавателей, и к нему уже нужно другие требования предъявлять. Возможно, преподавателям, которые могут вести курсы на английском, которые публикуются в ведущих журналах, платить в три раза больше.
В частности, «Вышка» уже так и поступает: стимулирует тех, кто соответствует международном уровню, а с частью преподавателей даже расторгает контракты.
Помимо кадров, потребуется обновлять структуру вузов. Сейчас большинство наших вузов имеют классическую структуру с кафедрами, свойственную университетам 30-летней давности, если смотреть международную практику. Тогда как ведущие мировые образовательные центры давно осуществляют междисциплинарный подход и к обучению, к исследовательской работе.
Что же касается того, как скоро мы придём к этому мировому уровню, который обеспечит и желаемое качество образования, и нужные места в рейтингах, то, думаю, здесь надо отталкиваться от собственных возможностей и не пытаться, что называется, надрываться.
Далее о качестве российского высшего образования читайте здесь