Новое - хорошо забытое старое: научным искусством занимались и Архимед, и Леонардо да Винчи
«Хотелось бы что-нибудь из теории струн…» - примерно так может выглядеть заказ клиента художнику, занимающему научным искусством (science art). Как и любой другой «артист», работающий с классическими формами вроде живописи, художник сайнс-арта возьмётся за поиски смыслов и способов выразить идею струнной теории, сохраняя её сакральность и даруя эстетическую ценность объекту своего творения. Неслучайно на рубеже XVII и XVIII веков наличие научных приборов и фундаментальных научных объектов в доме считалось признаком роскоши и хорошего вкуса: и вакуумные насосы, и навигационные приборы, и обыкновенные на сегодняшний день часы, которые можно увидеть на полотнах и портретах той эпохи, по красоте не уступали произведениям искусства.
«И маятник Фуко - художественная работа», - объяснил мне Алексей Блинов, медиа-художник и инженер, выходец из наукограда Пущино, много лет проживающий в Лондоне и в конце 1990-х получивший в составе группы AudioRom «английский Оскар» - BAFTA Interactive Entertainment Award - за лучший интерфейс-дизайн. Различными «технологическими штуками» он занимался ещё в СССР, когда даже на Западе научное искусство ещё не оформилось как класс, и затем, эмигрировав в Голландию, фактически оказался у истоков этого явления в Европе. Поэтому он знает, как отличить сайнс-арт от профанации, и готов рассказать, почему в России научного искусства практически нет.
Он напомнил, что, согласно легенде, Архимед открыл основной закон гидростатики, выполняя поручение царя Гиерона, который усомнился, из чистого ли золота сделана подаренная ему корона. Трудность состояла в том, как определить объём короны, имеющей неправильную форму. Тогда Архимед погрузил корону в воду и показал, сколько она вытолкнула воды.
Эту демонстрацию физического явления, как считает Блинов, вполне можно назвать актом научного искусства.
Пускай и пример этот довольно утрированный: в современном мире каждый человек должен знать закон Архимеда, поэтому для него это физическое явление «вышло в тираж», утратило сакральность и мистику, так необходимую искусству. Однако не стоит путать сайнс-арт со школьными экспериментами по химии или физике: образовательная функция в любом произведении искусства так или иначе второстепенна. «Как в картинах Караваджо, по которым можно изучать уклад жизни того времени», - поясняет Блинов.
Далее о научном искусстве читайте здесь