Как российскому учёному работать на Западе в условиях недоверия, угроз и санкций, - мнения научной диаспоры
Украинский конфликт перерос политическую сферу. Ограничительные санкции уже коснулись спорта, который по своей сути вне политики, а также
науки, которая тоже, казалось бы, никак не должна страдать из-за противостояния сильных мира сего.
Корреспондент
STRF.ru поговорил об усиливающемся политическом давлении на науку с участниками форума международной ассоциации русскоязычных научно-технических специалистов
RuSciTech, прошедшем недавно в американском городе Финикс, - физиком из Кембриджа Михаилом Лукиным и математиком из Северной Каролины Алиной Черток. Учёные полагают, что российским специалистам удастся сохранить международные контакты благодаря «народной дипломатии», а также прагматизму обеих сторон.
STRF: Насколько для вас как представителя российской научной диаспоры оказалась чувствительной возникшая политическая напряженность между Россией и странами Запада?
Михаил Лукин, директор Cambridge Technology Innovations (Кембридж, Великобритания) Председатель Координационного Совета Международной ассоциации RuSciTech:
- Надо сказать, что отношения между Россией и Великобританией, пожалуй, никогда не отличались близостью и тёплотой. Например, когда я переехал сюда из Австралии 2001 г., меня не покидало чувство, что здесь Россию продолжают воспринимать как потенциального противника, если использовать терминологию «холодной войны». Поэтому, например, первые российские празднования Масленицы в центре Лондона на Трафальгарской площади поначалу выглядели почти сюрреализмом - в это было просто трудно поверить.
Но несмотря на официальную политику, отношения на уровне народной дипломатии продолжали развиваться и после похолодания в отношениях в 2006 г., связанного с делом Литвиненко. Продолжают они развиваться и сейчас: например, мероприятия, которые сейчас проходят в Великобритании в рамках Перекрестного года культуры Россия-Великобритания, насколько я могу судить, не стали менее популярными, несмотря на политическую напряженность.
Алина Черток, профессор математики Университета Северной Каролины (США):
- Политическая
напряженность между Россией и странами Запада никак не сказалась на моей научной деятельности. Это, конечно же, связано с тем, что я работаю в университете. Я верю в то, что, на сегодняшний день в большинстве мировых университетов академическая свобода ценится превыше всего. К сожалению, ситуация может сказаться негативно на ученых, работающих в государственных лабораториях или институтах, чья работа связана с исследованиями, например, в области космоса, или других «чувствительных» областях.
Далее об усиливающемся политическом давлении на науку читайте здесь