Специалисты пытаются заглянуть в будущее образования и увидеть, как будет происходить когнитивная революция
Как будет развиваться образование в России? Эта тема регулярно обсуждается на конференциях, круглых столах и
форсайт-флотах. По мнению
Дмитрия Пескова, руководителя направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ), сначала важно понять глобальные тенденции в этой сфере, а потом уже строить национальные модели. Именно на глобальных тенденциях основан подготовленный АСИ
Форсайт «Образование 2030».
От прогноза, который, по словам Дмитрия Пескова, - есть «абсолютно безответственное заявление одного человека», форсайт отличается «вовлечением в процесс создания будущего тех, кто в нём наиболее заинтересован», «комплексным моделированием основных факторов и сил, которые на это будущее влияют».
Авторы форсайта выделяют три разные системы образования. Первая типична для стран, находящихся на стадии раннего индустриального развития (это примерно 40% населения Земли, проживающие в Африке, Латинской Америке, Средней Азии). Там есть «базовая школа, технические училища, высшее образование для элиты, подготовка навыков». Вторая система - с массовой школой, спецшколами, массовым высшим образованием, большими университетами и квалификационным подходом к обучению - свойственна быстроразвивающимся странам (Китай, Индия, арабский мир, Юго-Восточная Азия). Третья, постиндустриальная, система образования охватывает примерно 15% населения планеты (страны ОЭСР) и характеризуется новыми методиками обучения, новыми компетенциями, «проектным деятельностным образованием».
Российское образование, по мнению Дмитрия Пескова, «находится между индустриальной и постиндустриальной» системами. Причём «Советский Союз в последние годы своего существования подошёл к барьеру постиндустриального образования». Сейчас же «у нас происходит откат» к уровню быстроразвивающихся стран, и мы, конкурируя с ними, начинаем проигрывать.
Далее о Форсайте «Образование 2030» читайте здесь