Наука по-царски

Nov 29, 2013 10:59




Как императоры династии Романовых развивали университеты

В отечественные вузы приглашают европейцев, а российских профессоров отправляют на заграничные стажировки с обязательством вернуться и отработать в родном университете не менее 12 лет. В Академии наук меняют устав, обязывая её сотрудничать с учреждениями образования. И вузам, и академии выделяют огромные средства на библиотеки, оборудование и увеличение жалования. Все нововведения сопровождаются бурными дискуссиями. Это не наброски к сценарию современного фильма о перспективах российского образования и науки, а наше реальное историческое прошлое. В год 400-летия дома Романовых вспомним, как императоры династии развивали образование и науку в «тёмной России». На вопросы корреспондента STRF.ru отвечает Зинаида Гафурова, доцент кафедры социальных наук и технологий Московского института стали и сплавов, профессионально занимающаяся различными аспектами научно-образовательной политики императоров династии Романовых.

Наследием Романовых для российской науки, безусловно, стал не только указ об основании Академии наук, изданный Петром Первым в 1724 году. Расскажите, пожалуйста, как развивалась сфера знаний в период правления этой императорской фамилии, кто из её членов уделял этой области наибольшее внимание?

- Прежде всего - открывались университеты. На территории Российской империи на начало ХХ века их насчитывалось 11, и большинство из них было основано по указам Александра I. Неслучайно, признавая заслуги своего брата в развитии российских университетов, Николай I распорядился переименовать в «Александровские» сразу два знаменитых учебных заведения - Хельсинкский университет, переведенный после пожара 1827 года из Турку в Гельсингфорс, и Царскосельский лицей после его перевода в 1843 году в Санкт-Петербург (обучение в нём приравнивалось к университетскому). Александру Второму принадлежит честь основания Одесского университета и открытия в 1869 году Варшавского университета (он был закрыт после Польского восстания 1831 года). Указом Александра III был основан Томский университет. А знаменитый Киевский (Университет святого Владимира) был открыт стараниями Николая I. Нужно отметить, что именно эпоха Николая Первого стала самым плодотворным периодом в развитии российских университетов в XIX веке.

В Николаевскую эпоху (до 1848 года) университеты наполнились учёными, квалифицированными преподавателями, а сама деятельность университетов приобрела более научный характер. Многие авторы справедливо пишут о «неполитизированном» облике российских университетов 1830-1840-х годов. Как отмечает Ф.А.Петров, «люди сороковых годов» - те, кто дожил до шестидесятых годов ХIХ века, стали не разрушителями, а реформаторами. Великие преобразования, и прежде всего Крестьянская реформа 1861 года, открыли поле для обширной созидательной работы и реализации накопившегося в 1840-х годах потенциала идей по переустройству общества. В качестве яркого примера можно привести биографию известного экономиста И.В.Вернадского (1821-1884), который в 1843-1846 годах учился в Берлинском и Венском университетах, слушал в Париже Бланки и Мишле, а в Англии наблюдал за состоянием промышленности. Вернувшись в Россию, Иван Васильевич читал курс политической экономии будущим реформаторам, выступая против крепостного права, за вольнонаемный труд и рыночные отношения.
Далее о научно-образовательной политики императоров династии Романовых читайте здесь

Романовы

Previous post Next post
Up