Копатели глубин, глотатели веков

Aug 15, 2013 09:52




Как найти Сколково патриарха Никона и варьете Воланда на Триумфальной?

Время ненасытно. Как ни бьются биологи над эликсиром бессмертия, как ни расплетают спирали нуклеиновых кислот, как ни принижают смерть до разряда излечимых болезней - а всё ж таки вряд ли достигнут успеха при живущих поколениях. И весь московский электорат без особого выбора, будничной и суетливой толпой утечёт в лучший мир, словно в нутро вечернего метрополитена (хотя старшим будут уступать место чаще). А потом археологи энного века подивятся чудовищности наших языческих капищ: пучеглазому Петру и ленинскому зиккурату.

Пару тысяч лет назад идолы и погребальные курганы здесь были поскромнее. Пока в Афинах разглагольствовали лысый Сократ с упитанным Платоном, у нас тут густо строили крепостцы, а между ними - хуторки с деревеньками. Ещё раньше, в эпоху палеолита, когда Москва-река протекала по руслу нынешнего Ленинского проспекта, в окрестностях Нескучного сада жили самые что ни на есть коренные москвичи - по крайней мере никого древнее пока обнаружить не удалось.

Все эти подробности поведал журналистам в преддверье профессионального праздника Леонид Беляев, завсектором археологии Москвы Института археологии РАН.

Продемонстрировав на экране что-то вроде глиняного фюзеляжа самолёта - загадочный предмет XVII века, недавно найденный в Новом Иерусалиме на Истре, - Леонид Андреевич предложил сыграть в угадайку: что на фото? Версии разнились: форма для выпечки хлеба? плафон для лампы? мышеловка?

- На самом деле я не знаю сам, - вздохнул археолог. - Если дать волю фантазии, то сказал бы: перед нами японский фонарь. Мысль, казалось бы, совершенно дикая. Однако у патриарха Никона было немало восточной экзотики. Скажем, роскошная китайская шляпа в футляре японской работы. Скорее всего, она добралась до Руси на голландских кораблях, вместе с китайским чаем.

Владыка-реформатор поглядывал в сторону продвинутых соседей, дали бы волю - вестернизировал Россию на церковный лад безо всякого царя-плотника. Новоиерусалимский монастырь, Никоново детище, превратился в огромную творческую лабораторию, этакое православное Сколково, куда с охотой набирали европейских мастеров: керамистов, художников, резчиков по дереву и металлургов. Именно там впервые на Руси стали делать керамические иконы. И даже провели водопровод: постепенно прививали чистоплотность.
Далее об археологических находках читайте здесь
Previous post Next post
Up