Литературная буча в бутылке

Jan 29, 2013 14:31




«Медный всадник» никуда не ускакал, зато его защитников постигла участь бедного Евгения

Начавшись с вялого плеска в блогах, волнение вокруг преподавания литературы за месяц переросло в цунами и захлестнуло Охотный Ряд. «Из школьной программы повыкидывали классиков и нашпиговали её зловредными современниками! Долой министра! Долой Академию образования!» - неистовствовали зубатые щуки и премудрые пескари, ознакомившись с примерным списком книг для прочтения в старших классах и обнаружив там Пелевина с Улицкой вместо Гоголя, Лескова, Пушкина и Радищева. Корреспондент STRF.ru вначале улыбался, затем негодовал, а под конец провёл небольшое расследование с предсказуемым результатом: «Медный всадник» никуда не ускакал, а вот его многочисленных защитников, похоже, постигла участь бедного Евгения.
Летают валькирии, поют смычки…

Начать придётся издалека.

Будучи в Берлине, я не мог не побывать на Оперной площади, где расположен один из самых необычных памятников, какие мне довелось повидать. Обычно монумент стремится повыше вознестись главою непокорной, этот же, напротив, уходил вниз, под землю. Не уверен, что речь шла о яме, скорее там было нечто вроде голограммы, но впечатление она производила неизгладимое: колодец книжных полок, уходящих всё глубже и глубже…

Именно на той площади в мае 1933 года состоялся грандиозный спектакль, какой и не снился автору «Сумерек богов». В двух шагах от Гумбольдтова университета правоверные партийцы разожгли костры из книг. Братья Манн и Герман Гессе, Стефан Цвейг и Лион Фейхтвангер полыхали под арийские арии доктора Геббельса - «Против декаданса и морального распада!», «Против подлости во взглядах!», «Против чуждого народу журнализма демократически-еврейского образца!».

Они даже Генриха Гейне пытались было скинуть с дирижабля современности, да только песня про Лорелею была буквально растворена в немецкой крови, так что вовсе вытравить её из памяти не вышло - пришлось писать в учебниках «Автор неизвестен». Сам страдалец матрацной могилы лет за сто до того всё предвидел: «Кто сжигает книги, вскоре будет сжигать людей». И первый концентрационный лагерь не заставил себя ждать…

К чему ворошить этот пепел, спросите вы? Ну во-первых, завтра исполнится ровно 80 лет с того памятного дня, когда некий несостоявшийся живописец и паршивый писатель стал рейхсканцлером Германии. А во-вторых - грех не припомнить все эти высокоморальные лозунги, когда слышишь с трибуны Pornlament’а о семейной жизни кроликов и министре с топором, рубящем духовные скрепы, или читаешь фарисейские инвективы в адрес популярных авторов от пациентов Общественной палаты. «Против половой распущенности!» - этот лозунг сегодня звучит особенно злободневно.
Далее о примерном списке книг для прочтения в старших классах читайте здесь

школьная, литература, школа, школьник, книги

Previous post Next post
Up