Мегаполис под угрозой

Jan 15, 2013 09:47




Почему надо вести постоянный мониторинг атмосферного воздуха в крупных городах, объяснил академик РАН Валерий Бондур

Результаты наблюдений из космоса за атмосферным воздухом в крупных городах добавляют тёмных красок в картину нашей жизни. Уровень загрязнения воздуха порой опасен для жизни. Директор НИИ аэрокосмического мониторинга «АЭРОКОСМОС» академик РАН Валерий Бондур рассказал, как повысить достоверность оценки и прогнозирования загрязнения воздуха городских агломераций и что следует предпринимать городским властям для снижения опасности.
Справка STRF.ru:
Бондур Валерий Григорьевич, директор НИИ аэрокосмического мониторинга «АЭРОКОСМОС» Министерства образования и науки РФ и Российской академии наук, доктор технических наук, академик РАН (избран по Отделению наук о Земле в 2003 году). С 1974 по 1999 год прошёл путь от старшего инженера до заместителя директора по науке - главного конструктора ЦНИИ «Комета». С 1999 по 2003 год руководил Центром экологического мониторинга и информационных технологий этой организации. Им разработаны физические основы и общесистемные принципы создания сложных аэрокосмических систем мониторинга Земли, ряд новых методов дистанционного зондирования, на основании результатов теоретических и экспериментальных аэрокосмических исследований им выявлен ряд новых явлений и закономерностей в океане, атмосфере, в геологической среде на суше и в околоземном космическом пространстве

Валерий Григорьевич, зачем нужно исследовать загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах?

- Города Земли - это специфическая среда обитания, в которой в настоящее время проживает более 50% населения планеты. Они выделяют много вредных веществ в атмосферу, в том числе СО, СО2, SО2, NOx, О3, аэрозоли. Распространение загрязнений воздушной среды приводит к негативным, а зачастую и угрожающим последствиям для атмосферы и окружающей среды в целом, а также для жизни и здоровья людей.

Источников загрязнения в мегаполисах несколько, включая стационарные, связанные с выбросами промышленных предприятий. Но основной источник - это автомобильный транспорт. В современной Москве на его долю приходится 94% всех загрязнений воздуха. Городские сооружения уменьшают распространение ветров - загрязнения плохо выдуваются. При снижении подвижности воздуха возникают тепловые аномалии - контрасты температуры достигают 5-7 оС. Не случайно город называют тепловым пятном. Над городами возникают инверсии, способствующие накоплению примесей, образованию дымок и смога. Таким образом, большой город - это источник опасности для живущих в нём людей.

Атмосфера над мегаполисами содержит в 10 раз больше аэрозолей и в 25 раз больше загрязняющих газов, чем в среднем по планете.

Чем больше город, тем больше негативный эффект от него. Неблагоприятная экологическая обстановка наблюдается во всех городах с населением более миллиона человек, в 60% городов - с населением от 500 тысяч до 1 миллиона человек и в 25% городов - с населением от 250 тысяч до 500 тысяч человек.

Больше всего городов-миллионников в Китае - 99. В Индии их - 37, во всех странах Евросоюза - 17, в России - 13, и в самое ближайшее время к ним прибавятся ещё три города.
Далее о мониторинге атмосферного воздуха в крупных городах читайте здесь

атмосфера, город

Previous post Next post
Up