Чёткая структуризация вузов должна учитывать специфику каждого учебного заведения, считает ректор АлтГУ Сергей Землюков
Ректор Алтайского государственного университета
Сергей Землюков рассказывает о болевых точках российского образования, траектории развития мировых вузов, создании Азиатского университета, а также о том, почему он не делает футуристических прогнозов.
Сергей Валентинович, каким вам рисуется образ будущего российского образования - скажем, лет через 20?
- Я предполагаю, во-первых, более качественный подъём российской системы высшего образования, вхождение ведущих исследовательских групп и ведущих университетов в мировые рейтинги - под этим уже есть основа: и национально-исследовательские, и федеральные, и два национальных университета - Московский и Санкт-Петербургский. Во-вторых, крупные региональные университеты станут «локомотивом» развития региональных территорий и решения межрегиональных проблем. А в-третьих, наши вузы должны вписаться в общемировое образовательное пространство: мобильность, совместные программы и проекты, сетевое образование - всё это должно получить развитие.
Образ весьма реалистичный. Вы не делаете фантастических прогнозов?
- Я не хочу быть футуристом, который рисовал бы что-то совершенно новое, что должно войти в проект будущего. Футуристический прогноз - это на 2050 год, а 20 лет - это не так далеко и не такая уж большая фантастика. Мне кажется, сегодня очень важно стратегически понимать, куда мы идём и какие обозначены направления развития образования. В нынешней Стратегии развития образования до 2030 года заложены два основания, от которых можно отталкиваться. Во-первых, принимается
закон «Об образовании», который готовился год с лишним и прошёл уже достаточное обсуждение. Второе - Министерство образования и науки России подготовило программу развития образования. Есть от чего отталкиваться, но есть и какие-то болевые точки, проблемные сферы, которые надо учесть и поставить цель устранить их.
Какие вы лично видите болевые точки в российском образовании?
- Образование - это широкая сфера. Мне проще говорить о высшем образовании, но тем не менее я считаю, что болевые точки есть и на других уровнях образовательной системы России. Сквозная тема - это качество образования, проблема с ним присутствует на всех уровнях. Это отражается на нас: мы видим, какие выпускники школ к нам поступают и какие мероприятия необходимо срочно предпринять, чтобы не только вернуть качество советского образования, но и выйти на тот уровень, который предоставляют лучшие в мире вузы.
Далее об азиатском направлении в образовании читайте здесь