Лучший синтетик - природа. Превзойти её пока никому не удалось. Но наука к этому стремится, - академик Валерий Чарушин
Удастся ли превзойти природу химикам, мастерящим органические молекулы? Что ждёт фармацевтическую промышленность России? Боится ли Академия наук министерского аудита? Об этом в интервью с лауреатом
Государственной премии России 2011 года академиком РАН Валерием Чарушиным.
Справка STRF.ru:
Валерий Николаевич Чарушин - председатель президиума Уральского отделения РАН, директор
Института органического синтеза имени И.Я. Постовского, лауреат Государственной премии РФ «за крупный вклад в развитие органического синтеза, разработку инновационных технологий производства лекарственных средств и материалов, в том числе специального назначения»
Однажды вы
обмолвились, что уже к середине нынешнего века люди будут жить 120-130 лет. Это была фигура речи, гипербола, или вы действительно так считаете?
- Мне кажется, корреспонденты при обработке текста немного исказили смысл. Речь шла о том, что продолжительность жизни постепенно возрастает. И предел человеческой жизни не 80-100 лет, а выше. Думаю, если бы медицина была более совершенна, а человек использовал все её достижения и жил в экологически чистых условиях, наверно, было бы возможным жить дольше века. Но я никогда не ставил целью делать какие-то сенсационные утверждения на этот счёт. Как обычно, журналисты всё переиначили.
Я однажды давал интервью ИТАР-ТАСС. Мы обсуждали проблему создания виртуального сердца. После чего в одной из наших газет я обнаружил заголовок: «Академик Чарушин утверждает, что человеческое сердце за год перекачивает Верх-Исетский пруд крови». (Объём - больше 40 миллионов кубометров. -
STRF.ru)
Неточностей в прессе много, я к ним отношусь в целом спокойно, хотя иногда встречаются такие оплошности, за которые обидно. Например, в связи с госпремией и «Комсомольская правда» на Урале, и наша областная газета отличились. Ещё премию не успели вручить, а они уже написали: «Уральские учёные-фармакологи получили по 5 миллионов рублей». Какие фармакологи? Мы же химики! А денежное вознаграждение этого объёма выдано не каждому, как утверждалось в прессе, а разделилось поровну между тремя лауреатами.
Разработанный нами препарат «Триазавирин» журналисты постоянно называют вакциной или антибиотиком. Причём эта ошибка попадает в СМИ постоянно, хотя мы неоднократно пытались объяснить, что «Триазавирин» - это синтетический препарат. Аналогичная ошибка делается в отношении фторхинолонов, которые к антибиотикам никакого отношения не имеют, хотя лечат те же болезни. Антибиотики - это продукты жизнедеятельности бактерий - правда, часто химически модифицированные, - способные подавлять действие других бактерий. Иными словами, это продукты биотехнологии. А фторхинолоны - продукты исключительно синтетические. Поскольку потребителю важен не процесс получения, а результат - действует препарат или не действует, - фторхинолоны часто называют антибиотиками. Приходится с этим мириться.
Далее интервью с Валерием Чарушиным читайте и смотрите видео здесь