Систему высшего образования нужно реформировать в первую очередь - Александр Гордеев
Развилка на дороге - момент выбора, от которого зависит, где мы окажемся в конце пути. Выбор не всегда приятный и делать его может быть нелегко, но все равно нужно. Какие развилки ждут нас на пути реформирования высшей школы?
Почему реформирование именно системы высшего образования вы считаете наиболее важным сейчас?
- Я считаю, что система высшего профессионального образования едва ли не сильнее других пострадала во времена хронического недофинансирования и, как следствие, технологического и идеологического отставания от мировых лидеров. При этом упадок всех остальных отраслей - от экономики до медицины - это проблема сегодняшнего дня, а устаревшая система высшего образования - это отставание по всем направлениям в будущем.
Поэтому вопрос развития системы ВПО нужно решать в первую очередь. Как показывает практика, сильная система ВПО начинает «тащить» за собой и систему общего образования. Соответственно можно смело разрабатывать стратегию развития системы ВПО вместо общей стратегии развития образования. Тем более, что общую стратегию написать вообще крайне сложно, а в короткие сроки и качественно - просто невозможно. Вопрос, какой системе образования уделить внимание в первую очередь, - это и есть первая
развилка, первый момент выбора.
Какие ещё развилки готовит нам путь реформирования высшего образования?
- Важно разобраться в том, где проходит грань между рыночным способом предоставления услуг ВПО и тем, что называется «конституционные обязательства государства». Пока в моде следующее рассуждение: по Конституции гражданин России имеет право на образование - значит, любой (способный или совершенно не способный) человек, имеющий российский паспорт, имеет право требовать бесплатного предоставления высшего образования. По-моему, это не правильно. Другое дело, что в нынешних социально-экономических условиях государство вынуждено проводить такую политику в области ВПО, что у населения, действительно, создается впечатление, что «государство обязано предоставить…».
Необходимость реформирования системы высшего образования ставит нас перед непростыми вопросами. Например, что лучше, плохо образованные вчерашние школьники на технологически отсталых предприятиях, или четыре-пять лет их взросления в, пусть средненьких, но вузах? Или, как лучше поступить - уволить «устаревшие» преподавательские кадры, а это 500-600 человек на средний город, или сохранить городскую интеллигенцию по принципу «пусть учат чему-нибудь»?
Как, в какие сроки, и с каким результатом мы будем проходить эти развилки - вопросы, на которые нужно ответить, разрабатывая стратегию развития системы ВПО.
Далее о реформировании системы высшего образования читайте здесь