Бюджетный подход к реформе образования

May 29, 2012 10:06




Университетские комплексы будут удерживать территориальную целостность огромной страны, считает Константин Киселёв

Нет никаких сомнений в том, что высшее профессиональное образование в Российской Федерации нуждается если не в реформировании, то как минимум в глубокой реструктуризации. Причём в достаточно короткие сроки, так как если этого не произойдёт буквально в течение 2012-2013 годов, то потом просто бессмысленно будет что-либо делать.

Мы уже отказывались в 2007 году от реформирования структуры академического сектора, и сегодня очевидно, к чему это привело. Дело даже не столько в том, что научные индикаторы Российской Федерации снижаются в мировом измерении, а в том, что стремительно теряется экспертный авторитет государственных академий. Иначе говоря, мы теряем некую национальную точку отсчёта или измеритель качества в фундаментальной и прикладной науке. На мой взгляд, это очень тревожная вещь, граничащая с угрозой научной идентичности страны. Примерно такая же нехорошая тенденция просматривается в высшем профобразовании, где бюджеты государственных вузов фактически сравнимы с бюджетами крупных предприятий, но нет никакого понимания того, как эти вузы качественно воздействуют на социально-экономическое развитие регионов России. Университеты за последние 10 лет стремительно разбогатели, однако вряд ли эти деньги вносят серьёзный вклад в инновационную часть ВВП, рост которой предусмотрен всяческими государственными концепциями и программами.

Российские высшие учебные заведения за последние годы получили и продолжают получать значительные государственные инвестиции: мощный старт этому процессу дал приоритетный нацпроект «Образование». Затем, пройдя через участие в федеральных целевых программах Минобрнауки России и поддержку, выделяемую указами Президента и особыми постановлениями правительства, российские университеты оказались в какой-то мере структурированы на группы, призванные решать, помимо оказания образовательных услуг в рамках государственного задания, специфические задачи. Это национальные, федеральные, исследовательские и, назовем их так, - ведущие региональные вузы - победители конкурса программ стратегического развития, проведённого Минобрнауки в конце 2011 года. Всего таких структурированных вузов немного: они занимают менее 10 процентов от общего числа государственных университетов, но по замыслу правительства именно такие «ориентированные» вузы в итоге станут базой государственной системы ВПО. Вероятно, произойдёт также значительное сокращение тех, кто не сумеет вписаться в новые правила игры. Мы не касаемся сейчас университетов, которые подведомственны и готовят специалистов по заданию отраслевых министерств и ведомств, где беда совсем очевидна.
Далее о бюджетном подходе к реформе образования читайте здесь

университет, реформа, образование

Previous post Next post
Up