27 000 метров над водой

Mar 26, 2012 09:06




78-летний пилот на планере собирается установить новый рекорд высоты - немного ниже 30 километров

Эйнар Эневолдсон пролетал на своем планере над заснеженными вершинами Патагонских Анд, как вдруг из расположенного в хвосте баллона раздалось шипение - прорвало клапаны, запирающие сжатый воздух. Стало ясно, что предстоит принять сложное решение. В тот момент он пытался подняться на планере на рекордную высоту 50 000 футов (15 240 метров), которую большинство летчиков считали недосягаемой. Вместе с ним в кабине находился миллиардер, известный искатель приключений Стив Фоссет, который выступал спонсором проекта.

Сжатый воздух из баллона быстро поступал прямиком в оранжевый скафандр Фоссета. Скафандр надулся и стал жестким. Произошла нештатная ситуация - если бы костюм продолжил наполняться воздухом, Фоссет был бы обездвижен на несколько часов. Хуже того, он мог заблокировать органы управления, что сделало бы невозможным безопасную посадку.

Учитывая, что зима в Южном полушарии подходила к концу, это была их последняя попытка. Эневолдсону на тот момент исполнилось 74 года, он готовился к своему полету 15 лет, а мечтал о нем не одно десятилетие. Поднявшись на расчетную высоту, они смогли бы подтвердить теорию, что планер может летать в стратосфере. Отказ от подъема был чреват огромным разочарованием, а продолжение полета - огромным риском.
В поисках кривизны

Шел 2006 год. Полет Эневолдсона и Фоссета был частью смелого проекта под названием Perlan. Эневолдсон полагал, что нашел способ подняться на планере так высоко, как не удавалось никому раньше, используя для этого мощные стратосферные волны, возникающие под воздействием полярных ветров. На летательном аппарате без топлива и двигателя он хотел взять высоту 90 000 футов (27 432 метра), где на фоне темноты космического пространства отчетливо видна кривизна земного шара. На этой высоте атмосферное давление составляет менее 1% от показателя давления на уровне моря. Это значение сравнимо с давлением на поверхности Марса, и его недостаточно для удержания на лету почти любого пилотируемого самолета (слишком мала подъемная сила). Поэтому специалисты, работавшие над проектом Perlan, использовали совершенно новый подход к созданию воздушного судна, представлявшего собой гибрид планера и космической капсулы - достаточно легкого и быстрого для полета на предельных высотах. После долгих лет проектирования, неудач и разочарований проект Perlan должен был раздвинуть границы возможностей авиации.

Официально зафиксированный рекорд высоты продолжительного горизонтального полета был установлен в 1989 году на самолете Lockheed U-2, он составил 73 736 футов (22 475 метров). Некоторые самолеты могут взлетать и выше, однако не за счет подъемной силы крыла. Например, пилоты реактивных истребителей используют специальные ускорители для подъема по параболической траектории на высоту более 100 000 футов (30 480 метров), однако за счет большой массы самолета они быстро спускаются вниз.

Крылья планера без двигателя и топлива в принципе позволяют удерживать его в стратосфере. Основная проблема - подъем на большие высоты. Для ее решения пилоты используют так называемые «горные волны», которые возникают при столкновении погодного фронта с горой, в результате которого с ее подветренной стороны образуются восходящие воздушные потоки. Об их наличии свидетельствуют линзовидные, похожие на летающую тарелку, облака. Однако и для этих потоков существует предел высоты. На границе стратосферы они изменяют свое направление или вовсе исчезают. Именно поэтому долгое время пилоты предполагали, что тропопауза, границы которой проходят на высоте 10-15 километров, - потолок для подъема на планере.
Далее об испытаниях планера Perlan читайте здесь

планер, самолёт, испытания

Previous post Next post
Up