(no subject)

Mar 23, 2012 15:20

Прием заявок на конкурс научных блогов продолжается, но времени осталось не так много - до 2 апреля. Список принятых заявок можно посмотреть здесь.
А пока жюри справляется с заявками, мы задались вопросом, что же побуждает людей вести научно-популярный блог? Многие авторы участвующих в конкурсе блогов согласились на него ответить, и получилось вот что.


katarsys-alva
Мой Lj - или блог - не имеет чётко выраженной научной направленности. На мой взгляд, научный блог в чистом виде выглядит на пространстве ЖЖ примерно так же, как статья "Пространственно-временная динамика пикопланктона моря Уэддела в осенне-зимний период" на страницах журналов "Природа", "Наука и жизнь" или "Юный натуралист". То есть: весьма серьёзно и фундаментально, но при этом не слишком понятно для широкого круга читателей.
Не отрицаю, что на огромном пространстве этого крайне разнообразного информационного поля есть блоги, где авторы публикуют материалы исключительно научного характера. То есть, фактически, являют миру читателей научные статьи, посвящённые результатам своих исследований в определённой области. И, как и требует этого форма представления научной информации в такого рода публикациях, приводят её по разделам: введение, материал и методы исследований, результаты, их обсуждение, заключение (или выводы) и прилагаемый референс.
Наверняка есть люди, увлечённо читающие эти блоги и черпающие для себя полезные знания. Безусловно, это ценный опыт, ибо статьи в научных изданиях выходят, как правило, не слишком быстро, а в своём блоге автор волен представлять полученные им сведения, как только сочтёт это необходимым. Но чисто научная трактовка фактов с применением специфических терминов, ссылок и апелляций к строгим определениям, известным далеко не всем, бывает понятна далеко не каждому человеку, заходящему в блог по ключевым словам об интересующем его явлении. Поэтому сугубо научные блоги - в обозначенном варианте - имеют узкий круг читателей на пространстве ЖЖ.
Задачу моего блога я вижу в том, чтобы передать картину Мира глазами отдельно взятого учёного, имеющего аналитический склад ума, изучающего морскую жизнь и много путешествующего. Во многом блог посвящён популяризации научных знаний о живой природе. Здесь есть посты об экспедициях, где в полевых условиях куётся современная наука о Море (в Lj я могу писать это слово с большой буквы), репортажи о путешествиях в интересные районы планеты, а также научно-популярных программах, что я веду, фотоподборки, сделанные нашим скромным, но очень деятельным союзом Concolotor, и даже енотские сказки, где в ироничной форме рассматриваются вполне жизненные ситуации. Посты на тему "пена дней" здесь тоже есть - но в меньшинстве и "под замком".
Я не стремлюсь научить читателя чему-то специфически важному, но хочу поделиться с ним знаниями учёного о том, как на самом деле устроен Мир - в известной мне области его познания. Однажды мой учитель, д.б.н. А.И. Азовский, сказал: "Настоящий учёный - это тот, кто способен доходчиво объяснить восьмилетнему ребёнку, чем он занимается". Оставаясь благодарным ему за это напутствие по сей день, резюмирую всё, сказанное выше: сегодня в Мире наука не должна быть герметичной - чтобы она жила и развивалась, учёные должны заботиться о том, чтобы их понимали.

Антон Томсинов
Если коротко, то зная, что я имею привычку читать исторические документы, монографии современных иностранных учёных и их статьи в академических журналах, мои друзья стали всё чаще просить меня ответить на какой-то вопрос, а потом уже я сам стал им рассказывать о занимательных с моей точки зрения случаях. Блог стал для меня неожиданностью - никак не могу поверить, что эти темы интересны стольким людям. А ещё сегодня это самый удобный случай найти немногих товарищей по тем же непопулярным увлечениям.

stelazin
Изначально мой блог не был посвящен популяризации науки (да и сейчас это можно принять с некоторыми оговорками). Долгое время я вел совершенно обычный жж, только последние примерно полгода, в силу разных внешних обстоятельств, фокус личного внимания сместился в область нейронауки. То есть не сказать, чтобы все произошло внезапно и случайно, но совершенно точно,- это не продуманная концепция, это побочный продукт личной эволюции, которая вообще к онлайн-дневникам отношения не имеет. Причем мой жж постепенно и неуклонно оказывает все большее влияние на мою профессиональную жизнь, так что если говорить, что "я веду блог", с тем же успехом можно утерждать, что "блог ведет меня".
Из текущих мотивов, почему я это делаю, пожалуй бы выделил 1)Любопытство. Мне очень интересны темы, которые я описываю, они вызывают жгучее любопытство и глубокое вовлечение в предмет. То есть это не просветительско-педагогический момент, это персональный интерес. 2)Удобство понимания. По принципу,- "пока другим объяснишь, заодно и сам поймешь". Упорядочивать информацию в связные аналитические тексты, понятные постронним,- это, в первую очередь, очень полезно, чтобы самому разобраться. 3)И, разумеется, мотив общественного одобрения, уважения и повышения самооценки. Это очевидно дает яркое эмоциональное подкрепление, которое субъективно очень приятно, и хочется, чтобы подкрепление повторялось снова и снова, желательно по нарастающей.

Егор Задереев
В свое время я довольно подробно отвечал на подобный вопрос http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=222&d_no=37278. По факту на сегодня ситуация существенно изменилась. Личный блог, который я вел более двух лет, закрыт уже почти год. Сейчас я периодически пишу тексты для коллективного красноярского блога http://krskdaily.ru. Основной же формат распространения научно-популярной информации для меня переместился в твиттер.
Почему я почти снизил активность по ведению блога? Я всегда говорил о том, что веду скорее научно-популярный, чем научный блог. Под научным блогом я понимаю блог, в котором ученый описывает свои собственные исследования или исследования по близкой ему теме. В этом случае он генерирует уникальную информацию, которой больше нигде нет.
Научно-популярный блог во многом вторичен - ученый дублирует работу журналиста. Единственный плюс научно-популярного блога, который ведет ученый, - это, возможно, меньшее количество неточностей. Впрочем, для большинства читателей эти неточности зачастую незаметны. Так что в идее научно-популярного блогерства я не то чтобы разочаровался, но немного к ней охладел. Если говорить о блогерстве, то на сегодня актуален переход на видео и использование интерактивных средств - а это уже дорогостоящие проекты, которые требуют профессионального подхода. С точки зрения популяризации силами ученых, вместо блогерства гораздо интереснее и полезнее организация и проведение реальных и нестандартных мероприятий, направленных на популяризацию
науки. Я говорю не о формате расцветших сегодня бурным цветом научно-популярных лекций. Он нужен, но уже пошел в тираж. Мне на сегодня интересно развитие проектов citizen science. Вовлечение обывателей в научные исследования. Такой проект уже может получать освещение с использованием самых разных средств (видео, тексты, онлайн-трансляции) и в блогах, и в СМИ. Мы к этому подбираемся, но пока слишком медленно.
Почему я перебрался в твиттер? Потому что сегодня это самый быстрый и удобный способ распространения информации, которая появилась в сети. В твиттере любая новость становится баяном уже через пару часов. Очень забавно наблюдать распространение научных новостей в твиттере. Сначала появляется твит, допустим, от журнала Nature c анонсом какой-то статьи.
Через десятки минут эти новости дублируют интеграторы научных новостей и обыгрывают научные ленты новостных агентств. Российские СМИ чаще всего бывают не первыми, они тянутся где-то в хвосте этой новостной волны, порой с суточным опозданием. Наблюдая такой цикл научной новости, уже как-то не хочется заниматься ее дублированием. Ты, конечно, можешь стать одним из первых, но первым не будешь по определению. В последнее время я перешел на своеобразные недельные обзоры - пишу краткие тексты, выбирая самые интересные, оригинальные или нестандартные научные новости, попавшие в мой твиттер (например, вот такие http://krskdaily.ru/2012/03/science/11march/). Не думаю, что такой формат продержится долго, но пока он мне нравится.
Кроме того я завел блог на английском языке (http://www.saltlakescience.com). Это блог про научные исследования по соленым озерами. Это ближе к моей научной деятельности, и у меня есть определенные планы по его развитию. Перейти на английский блог не просто, пока я лишь пробую форматы и присматриваюсь. Надеюсь, что блог будет полезен и интересен в первую очередь профильному научному сообществу. На образование публики в этом случае я не нацеливаюсь.

Николай Горькавый
Почему я веду блог? Потому что у меня есть хобби - писать научно-познавательную фантастику (см. трилогия "Астровитянка" 2008, 2009, 2010) и научно-популярные книги (см. "Звездный витамин", 2012, вторая книга в печати). С помощью Интернета и моего блога я нашел себе литагента, бета-ридеров и научных консультантов. Я живу далеко от России и мой блог - единственная возможность обратной связи, способ впрямую узнать мнение читателей о моих книгах, а также ответить на те вопросы научного толка, которые часто у читателей возникают. Книги-то хоть и детско-подростковые, но непростые.
Кроме того, я считаю, что каждый учёный должен в меру сил популяризировать науку. Или не обижаться на то, что общество забывает о своих ученых! У моего блога тысяча читателей, и я, к взаимному удовольствию, рассказываю им разные научные новости - а нередко расспрашиваю их о каких-то научных вещах, которые меня заинтересовали - и обычно получаю очень полезные ответы.

galicarnax
Мой ответ на вопрос "почему я взялся вести научно-популярный блог" тривиален - каждый пишет о том, что интересно ему (о чем же еще писать на добровольной основе?). Дизайнер пишет в ЖЖ о рекламах, протодиакон - о вопросах веры. Я интересуюсь и занимаюсь наукой (в первую очередь происхождением и эволюцией жизни), соответственно, пишу в основном об этом. Не знаю, что еще сказать.
Но хотел бы уточнить, что мой блог не является научно-популярным в прямом смысле, так как я не задаюсь целью доходчивого изложения известных научных истин в просветительских целях. В блоге меня больше интересует обсуждение нестандартных (но не откровенно фрических) идей в науке с теми, кто более-менее знаком со стандартными научными истинами. В этом плане пост, выбранный кем-то для Вашего конкурса, весьма показателен.

Подробный ответ Алексея Водовозова можно прочитать в интервью STRF.ru.

m0rtan
Научно-популярный блог я не веду, запись про CPT-инвариантность появилась почти случайно. Мой знакомый пользователь ЖЖ rblaze как-то сделал запись о том, что научные достижения позволили решить задачу объяснения по радио инопланетянам, где право, а где лево. Зайдя в комментарии, я обнаружил, что "в интернете кто-то неправ", завел разговор, но быстро понял, что объяснение в таком формате не поместится, да и жалко его будет оставить его в чужом журнале. Поэтому я за примерно за час сделал свою запись, на которую и давал дальше ссылки в том обсуждении.

grihanm
Блог начинался не как научнопопулярный, а просто как личный блог, для общения, "лытдыбра", рассуждений о политикe и записной книжки. Научнопопулярная и атеистическая тематика начала преобладать со временем, подобно занятию "экологической ниши".
Занимаясь наукой (я сейчас постдок в Торонтском Университете), мне всегда нравилось описывать своими словами как свои, так и чужие результаты - в статьях, на конференциях, в личных беседах. И в какой-то момент я это своё увлечение автоматически перенёс в блог. Так как блог позволяет выражать мысли в неформальной форме, используя сленг и юмор - мимолётное увлечение превратилось в постоянное хобби.
Можно добавить конечно про "важность популяризации науки, просвещения масс" и т.д., но это будет выглядеть пафосно и банально (хотя так оно и есть) :)

Previous post Next post
Up