Хуже всех к учёбе в наших вузах адаптируются студенты из Китая, а лучше - из Латинской Америки. - Елена Чеботарёва, РУДН
В Российском университете дружбы народов (
РУДН) учатся 27 тысяч студентов и аспирантов из 140 стран мира. Они представляют 450 тысяч народов и народностей. Насколько им комфортно живётся и учится в России, решили изучить сотрудники кафедры социальной и дифференциальной психологии РУДН. Выяснилось, что лучше всех адаптируются латиноамериканцы, а хуже -
китайцы, рассказывает Елена Чеботарёва.
По федеральной программе
«Кадры» вы выполняли проект, связанный с межкультурной адаптацией иностранных студентов в России. Какие результаты получили?
- Это было и практическое, и теоретическое исследование. Мы изучали научную литературу, существующие способы диагностики развития межкультурной компетентности. У нас было много поездок в зарубежные университеты - например, такие известные международные учебные заведения, как Болонский университет, Римский, «Париж-8» (у него такая же направленность, как у РУДН). Изучали их опыт адаптации
иностранных студентов, обсуждали, докладывали свои промежуточные результаты. Иногда наши данные совпадали, иногда - различались. Пытались выяснить причины расхождений. Это давало нам новые результаты.
После длительного теоретического анализа мы отобрали 14 разных методик для диагностики адаптации. Все анкеты перевели на иностранные языки, чтобы студенты могли отвечать на вопросы на своём родном языке.
В общей сложности в нашем исследовании приняли участие около 350 испытуемых: студенты из СНГ (Средняя Азия), Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока. В некоторых исследованиях также участвовали российские учащиеся как контрольная группа. Нас интересовала социально-психологическая адаптация
иностранцев к процессу обучения. Учитывалось много факторов. И даже не столько успеваемость, сколько адекватность поведения, эмоциональное благополучие.
Это были первокурсники?
- В основном 1-2 курс, некоторые учащиеся с 3-го. Мы учитывали знание языка, выравнивали количество, чтобы получилось примерно поровну. У нас ещё была одна из задач - посмотреть динамику адаптации.
Далее об адаптации иностранных студентов в наших вузах читайте здесь