Школьный близнецовый регистр создадут в ТГУ под руководством психогенетика Юлии Ковас
Среди 39 мегагрантов, выделенных правительством России в рамках
второго конкурса, только один относится к области психологии и когнитивных исследований. Его выиграла Юлия Ковас, специалист по поведенческой генетике из Великобритании, которая совместно с коллегами из Томского государственного университета (ТГУ) займётся в России уникальным проектом - изучением генетических предпосылок математических способностей.
Уже более 16 лет в Британии ведутся масштабные исследования влияния генов и среды на те или иные когнитивные различия между людьми путём сбора и анализа данных по всем близнецам, родившихся в Англии и Уэльсе в 1994-1996 годах. Данный проект получил известность как Twins Early Development Study (
TEDS), и Юлия Ковас отвечает в нём за направление, связанное с пространственными и математическими способностями. В рамках мегагранта при Томском государственном университете уже создана
лаборатория когнитивных исследований и психогенетики, в задачи которой входит составление Всероссийского школьного близнецового регистра, проведение тестирований и анализ собранной информации по близнецам новейшими молекулярными методами. Как считает Ковас, понимание природы индивидуальных различий изменит традиционные подходы к обучению и образованию, в результате чего выиграет всё общество - потенциал каждого человека будет раскрываться более полно и эффективно.
Справка STRF.ru:
Юлия Ковас родилась в Санкт-Петербурге, окончила филологический факультет Государственного педагогического университета им. Герцена. Затем переехала в Англию и получила второе образование по специальности «Психология» в Биркбек-колледже Университета Лондона. В 2007 году защитила PhD в области поведенческой генетики в Центре социальной, генетической психиатрии и психиатрии развития Кингз-колледжа Университета Лондона под началом профессора
Роберта Пломина, мирового лидера исследований генетики поведения. В настоящее время - доктор психологии, директор Международной лаборатории междисциплинарных инновационных исследований индивидуальных различий в обучении (
InLab) Голдсмитс-колледжа Университета Лондона, руководитель лаборатории когнитивных исследований и психогенетики Томского государственного университета, соруководитель Российско-Британской лаборатории психогенетики Учреждения РАО «Психологический институт». Член Математического консорциума Национального института здоровья (США); долгое время возглавляет исследования генетически обусловленных различий в математических способностях в рамках британского проекта «Исследование раннего развития близнецов» (
TEDS), автор многочисленных статей в ведущих научных журналах
Почему Вы решили участвовать в конкурсе, как это вообще произошло и, главное, какие научные возможности появляются у Вас в этой связи?
- Я весьма впечатлена программой мегагрантов, так же как и мои заграничные коллеги. Сумма, выделенная российским правительством на данную программу, внушительная, и я убеждена, что это станет отличной инвестицией. В современных условиях наука развивается быстрее, будучи открытой. Большая часть российской науки не интегрирована в мировое научное сообщество, и мегагранты определённо способны эту ситуацию повернуть. Что касается непосредственно моей заявки, то она возникла как часть моей собственной исследовательской работы, а также в результате налаживания исключительно успешного и быстроразвивающегося сотрудничества с российскими коллегами - профессором Сергеем Малых и Татьяной Тихомировой. У нас общие интересы, позитивное отношение к делу, мы задаёмся одними научными вопросами и объединены стремлением подготовить новое поколение специалистов. Когда ещё один - крайне динамичный и активный человек, профессор Эдуард Галажинский - присоединился к нашей команде, стало ясно: вместе мы можем совершить нечто серьёзное в научном плане. Так что наша заявка - продукт общей заинтересованности.
Что касается конкретных возможностей, которые появляются у меня, как у учёного, в связи с этим грантом, то их две. Во-первых, изучение когнитивных способностей, мотивации и успешности в обучении может привести к огромным улучшениям в системе образования. Но произойдёт это только тогда, когда исследования в этой области выйдут за пределы корреляционных связей и станут междисциплинарными и кросс-культурными.
В России не существует близнецового регистра, а у нашей страны огромный потенциал для выявления многих важных закономерностей: огромное количество школ и близнецов.
Далее об изучении генетических предпосылок математических способностей читайте здесь