У Марса к России ФОБия

Dec 16, 2011 09:30




О возможных причинах фиаско миссии «Фобос-Грунт» размышляет директор ГЕОХИ РАН академик Эрик Галимов

Советские, как, впрочем, и российские, экспедиции к Красной планете постоянно преследовали неудачи. В ноябре 2011-го они вновь дали о себе знать: к спутнику Марса - Фобосу - не смогла отправиться межпланетная станция «Фобос-Грунт». О возможных причинах фиаско NewScientist побеседовал с директором Института геохимии и аналитической химии (ГЕОХИ) РАН академиком Эриком Галимовым.
Справка STRF.ru:
Галимов Эрик Михайлович, директор Института геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского РАН, академик, член президиума РАН, член бюро совета РАН по космосу, вице-президент (1996-2000 годы) и президент (2000-2004 годы) Международной ассоциации геохимии и космохимии

Эрик Михайлович, полагают, что неудачный запуск «Фобос-Грунта» связан с тем, что аппарат усложнили новыми, где-то не очень отработанными техническими решениями. Так ли это?

- Пожалуй, да. Не следовало идти по пути усложнения аппарата. Его главной задачей было доставить грунт, и это было бы великолепное научное достижение. Более 90 % ценности экспедиции я связывал именно с доставкой грунта. Однако постепенно аппарат стали нагружать другими задачами и даже присоединили дополнительный китайский спутник. Если бы ограничились основной задачей, ее можно было бы выполнить не только более надежно, но и в более сжатые сроки.

Обременение проекта многочисленными целями вместо одной главной было нерациональным. Тем не менее это скорее косвенная причина неудачного запуска. Основная причина - об этом я не раз говорил и писал - в том, что необходимо, чтобы делом занимались ответственные и компетентные люди, люди преданные делу, заинтересованные в том, чтобы его осуществить. Я уже не говорю о том, что очень долгое время не было должного внимания не только к космической отрасли, но и вообще к науке. Интеллектуальный потенциал постепенно убывал. Если мы сейчас будем возлагать большие надежды на другую область знаний, то очень скоро обнаружим, что она тоже не дает того эффекта, который мы хотим.

При этом ужесточение контроля, какие-то наказания не смогут в корне изменить ситуацию. Необходимо взращивание такой ответственности, когда человек делает хорошо не потому, что он боится наказания, а потому, что таковы его культура, его компетентность. Увы, ценность этого была утрачена. Космическая отрасль, повторю, одна из иллюстраций того, что мы потеряли. Авиация, судостроение, поиск полезных ископаемых - многие отрасли просели из-за того, что качества специалистов, которые являются определяющими в культуре, в технологии долгое время не ценились.

Тогда нужно начинать менять ситуацию со школьной скамьи…

- Да, мы потеряли 20 лет именно в серьезном отношении к делу. О чем мечтают сегодня дети, чего хотят добиться в жизни, как они относятся к понятию успеха? Я далек от того, чтобы обелять советский режим, однако там было то, чего сейчас очень не хватает - почитание интеллектуальной работы, честного отношения к делу. Сейчас честность вообще перестала быть ценностью. Человеку не становится дурно оттого, что он солгал. В науке это проявляется в опубликованных, но недостаточно проработанных статьях, в технологиях - в «недокрутил, недоделал, не припаял».

Почему в «Фобос-Грунте» не сработала электроника? Да по какой-то очень конкретной причине - кто-то не счел обязательным удостовериться, перепроверить...
Далее о возможных причинах фиаско миссии «Фобос-Грунт» читайте здесь

Марс, космос, Фобос

Previous post Next post
Up