Гарри-Поттер: Сцена вербовки

Aug 17, 2005 01:01

Продолжим.

Сначала дисклаймер: я не измышляю теорий в духе "кто чего на самом деле думал/знал/хотел" или "на чьей стороне Снейп". Оставим это фэнам. Я просто смотрю в книгу и объясняю, что там написано - буквально и неприкрыто. Да и этого бы делать не стал, если б сие худло не читалось бы восторженными миллионами, в число которых случилось попасть и моей жене. Не "окно в магический мир", а всего лишь окно в мир авторши худла и, в каком-то смысле, в мир этих самых восторженных миллионов.

И то, что я в этом окне вижу, меня, честно говоря, начинает уже потихоньку пугать.


Вот сцена из первой книги. Приемные родители Гарри пытаются спасти его от колдовского мира - увозят как можно дальше, запутывают следы. (Бросив дом и прихватив своего родного сына, между прочим.) Посланный Думбльдором великан Хагрид, обнаружив их на (буквально) необитаемом острове, "открывает глаза" Гарри и увозит его с собой в колдовскую школу.

Понятно, на чьей стороне тут авторские симпатии. Но попробуем прочитать эту сцену непредвзято. Что мы видим?

Ну конечно, это типичнейший образец вербовки. В секту ли, в религию, в армию, в КГБ - сценарий везде один и тот же. Все компоненты налицо:

1. МЫ сильны и могущественны. О нас мало знают, но простым смертным о нас знать и не следует.

2. ТЫ - не простой смертный. Ты один из НАС. Ты тоже обладаешь могуществом, хотя и сам о том не догадываешься.

3. Взгляни, как отвратительны те, кто окружает тебя. Отряхни их прах со своих ног. Твое место среди НАС. Ступай к мамочке, мамочка тебя не обидит. Марш!

Кроме перечисленного, для любой секты необходима фигура харизматического лидера. Хотя для сюжета он на этом этапе совершенно не нужен, Думбльдор уже возникает мощно и пугающе - в рыке Хагрида "не сметь клеветать на моего любимого учителя" (сплошь заглавными). Чтобы не казался простой истерикой, рык этот (в адрес приемных родителей Гарри) подкреплен небольшим магическим фейерверком - хотя Хагриду колдовать вне школы вроде как и "запрещено". (Но и это "запрещение" работает на создание психологической привязки - "ты ведь никому не скажешь, правда, Гарри?" Вот мы уже и "повязаны общим преступлением", ага...)

Точно так же для полноты картины мира необходимо и исчадие зла - то самое, с кем МЫ (а значит, и ты) боремся не щадя живота. Опять же, по сюжету он совсем не обязан появляться именно здесь - однако же Гарри узнает про Вольдаморта именно в сцене вербовки. Щелк - это мозги клиента с облегчением переключились в комфортный черно-белый режим. Полдела сделано.

Кроме того, чтобы клиент не сорвался с крючка, весь спектакль должен вестись без перерывов и ослаблений, в хорошем темпе. Очень полезна бумага как можно более официального вида, с подписями и печатями (здесь ее роль исполняет письмо из школы), причем там должно быть написано строго без вариантов: You have been accepted, как будто клиент об этом уже просил и мечтал. И само собой, ни в коем случае не должно быть лобовых вопросов типа "Ну что, согласен?" Конечно, согласен - куда он денется!

(На этом месте жена вскинулась: мол, как же так, ведь он именно спросил у Гарри, хочет ли тот ехать! "Было-было, помню!" Пришлось дать ей перечитать всю главу. Читала долго и с видимой душевной борьбой, наконец нехотя признала: ну да, "кажется, здесь этого нет." Но тут же: "Значит, это было в кино!" Ну что ж, пошли смотреть кино (в два ночи). Смотрим, смотрим... Ха, надо же, - в кино действительно есть. Типа, сценарист спохватился. А именно: в самом-самом конце, когда клиент уже совсем готовенький, с добрым ленинским прищуром Хагрид произносит: "Unless you'd rather stay, of course?" - и, не дождавшись ответа, выходит. Вот так.)

И последнее: есть в этой сцене и неизбежный момент, когда клиента охыватывают сомнения и он готов отказаться. Что делает умелый вербовщик? Правильно, напирает на пункт 2: ты не такой как они, ты один из НАС, у тебя тоже есть СИЛА. А поскольку всего о клиенте вербовщик знать не может, лучше всего воспользоваться техникой cold reading. Что Хагрид и делает: "Вспомни, Гарри, ведь бывало, что ты чувствовал в себе необъяснимые способности..." Гарри послушно вспоминает (как сделал бы и почти любой на его месте - это прекрасно известно всем шарлатанам) и тем самым благополучно убеждает сам себя, под одобрительное воркование Хагрида.

Вот такая картина. Спрашивается, что это вообще? Автор над нами издевается? Может быть, Хагрид на самом деле "плохой"? (Фэны очень любят обсасывать то, как в последующих книжках авторша перевела нескольких второстепенных персонажей из "хороших" в "плохие" и наоборот - смотрите, мол, как у нас тут все сложно и неоднозначно.)

Конечно, нет. Когда писалась первая книга, последующих не было даже в проекте. Да и эта сцена - только цветочки, дальше там много похуже будут вещи (я о них обязательно напишу).

Боюсь, нету здесь никакого второго дна. Все проще.

Речь идет (как ни неловко мне произносить такие слова) о нравственной испорченности данной писательницы и, как минимум, о печальном отсутствии иммунитета к такой испорченности у огромного количества ее читателей. Она действительно не видит здесь ничего плохого; более того, видит здесь настолько хорошее, что очень хочет об этом написать и получает от такого писания удовольствие. Ей (я уверен) не нужно было ничего читать о сценариях вербовки, чтобы сочинить эту сцену: здесь всё - ее собственное, нутряное, соприродное. Это - зло, которое есть в каждом; ему не нужно специально учиться, чтобы получилось "по всем правилам".

Нужно только дать этому злу волю. "Расслабиться и получать удовольствие."

И всё.

гп

Previous post Next post
Up