...Ведь только я могу разориться на два подряд спектакля по одной и ту же пьесе. ;) *Ну, что Шекспира - оно само собой разумеется*. :) В театре "Мост" (Bridge) и в том самом "Глобусе".
Ну просто любопытно же было сравнить.
И сравнение - лично для меня - вышло действительно любопытное. И в смысле различий, и в смысле сходства.
Нет, ну, то, что цвет и пол (а местами и фигуры) исполнителей любых ролей тут везде давно уже не роляют от слова совсем - это уже как-то настолько само собой, что все борцуны с проклятой политкорректностью могут ползти на кладбище в простыне (хотя, конечно, не поползут, а жаль): зараза проникла и распространилась повсюду, пал и классический шекспировский бастион. Черный Деметрий, чертый Основа и половина женщин среди ремесленников, ставящих веселую трагедию в стихах (причем как минимум одна из них, столяр Снат, еще и бодипозитивна по самое немогу, вот бы кому играть Стену, но она играет Льва, и умеет и рычать, и утробно мурлыкать, успокаивая дам среди зрителей, и танком сносить возможных конкурентов... зал обмимимикался), а знаменитый любовный трюк проделывает не Оберон с Титанией, а как раз наоборот (так что парочка с Основой у них выходит... вот именно, радужно-огневая ;) ) - в театре "Мост". Все четыре юных любовника - черные (как и отец Гермии, причем он еще и женщина), Основа - опять же (причем он тоже женщина), "лев", "стена" и постановщик - то же самое по обоим пунктам (разнообразят компанию в этом плане только - показательно - Фисба ;) и еще Луна *воистину луноликий позитивный флегматик бальзаковского возраста и в офисной рубашке с джинсами), сразу несколько Паков и сильно пожилой Оберон - в "Глобусе". (Ах да, часть духов и фей - тоже черные, тем более, что некоторые совмещают это дело с другими ролями). И всем в зале пофиг, все тащатся, ни одного лица, умученного от толерастии, ни в одном зале не наблюлось. ;) Это уже культурный фон, шах и мат, господа консерваторы. ;-)
Но вот еще помимо этого - да, сравнить интересно.
Начиная уже с того, что при всей явной условности и непафосности варианта "Моста" - с его нижепостомупомянутыми елочными блестками и высокими каблуками на эльфах, с его упражненинями на подвесах в качестве полетов, с его Титанией, которую Гвендолин Кристи играет этакой счастливой Пеппи Длинныйчулок, упертой, смешливой донельзя, но при всей своей вредности и напористости, абсолютно лишенной всякой жестокости (Пака за его рискованную - хоть и по ошибке - игру с чувствами молодежи она строит, как завуч зарвавшегося отличника), с его, как уже сказано, дворовым хулиганом Паком, скалящим зубы и умеющим одной интонацией опошлить... многое ;) , с его Обероном во френче и при часах и диккенсовски-деспотическим имиджем гермиева папочки - вот, повторяю, при всем вышесказанном, их версия "Сна" в разы и на порядки воздушнее, волшебнее, тоньше и многомернее варианта "Глобуса". Ибо вот уж у кого все весомо, грубо, зримо, материально до хруста и балаганно так, что уличные театры времен самого Вильяма нашего могли бы одобрить. С пестро-радужными гирляндами на музыкантах и вместо волшебного леса. С мусорным баком в роли "цветочного ложа" Титании. С той самой Титанией (Виктория Эллиотт), ведущей себя, если не как торговка на рынке, то уж как языкатая крестьянка так точно (и двигающейся, и интонирующей соответственно), так что с Основой у них отношения складываются вполне естественно, размахивающей юбками, носящей чуть ли не папуасский блестящий наряд, куксящейся, скандалящей и бросающейся на недаром пустившегося наутек Оберона, услышав о его милой шуточке. (В роли Ипполиты она же - еще более "бой-баба" в комплекте с бронелифчиком, таскающая в лесу за рога пристреленного оленя и брезгливо косящаяся на завоевавшего ее во всех смыслах Тесея). С тем самым Обероном, разряженным в золотые прибамбасы, как индейский Кетцалькоатль или еще кто-то в том же роде - насилу видны руки-ноги-лицо, как он только во всем этом двигается - и с зелеными волосами. (А в роли Тесея тот же товарищ явно изображает какой-то гибрид Гитлера, Пиночета и собирательного латиноамериканского диктатора - суперфуражка, супергалифе, розовенький мундирчик, унизанный лампасами, нашивками и наградами... и масляно-наставительно-диктаторски-льстиво-командные интонации, да, бывают и такие). С африканской расцветочкой обтягивающего костюма нашей Основы - а в виде осла ее обряжают в те же радужные цвета - и вручают ей флейту... и в большой степени ради формы сего музыкального инструмента. Да-да, эта самая флейта половину своего сценического времени проводит у нее между ног - к большой и недвусмысленной радости Титании. Но ее и по прямому назначению употребляют тоже. Практически не вынимая оттуда, ага. Причем перед тем, как сделать из Основы ослика, лесные эльфы, не говоря худого слова, устраивают ему анестезию по башке. Ах да, и труба, изображающая щель в Стене - она у Стены там же, ога. И через нее наши трагические любовники активно общаются. С почти полным раздеванием "Фисбы" (в свободное время подрабатывающей Паком в футболке с соответствующей надписью и разноцветных кроссовках) руками... пардон, лапами льва (кстати, здешней столярше его шкурка безумно идет - как в ней родилась). С джунглеподобными воплями измученной Елены, без передышки бегающей, отклячив зад, изнывая, надо полагать, по Деметрию уже вообще совсем конкретно. (Так что из ее уст выговоры Гермии по поводу недостатка "maidenly shame" звучат просто... феерически). Обе дамы, кстати, своих мужиков там в перерывах между страданиями валяют вперед и взад только так, Деметрий пару раз явно чудом избег судьбы Дездемоны - уж страсти бушуют, так бушуют. ;-)
В общем, если в "Мосте" Гермия - большеглазая, рассудительная и тихо-несокрушимая Айзис Хэйнсуорт, даже в каком-то неконкретном платье-балахоне выглядящая выходцем либо из былого, либо из сказки, но при этом убедительно влюбленная и ярко-индивидуальная без криков и истерик, то Гермия Фейт Омоле из "Глобуса" с ее стрижкой, резкой пластикой, безапелляционными интонациями и митинговой жестикуляцией, выглядит подростком из рокерско-дискотечной среды, даже будучи облачена в черные лосины и камзол с отложным плиссированным воротником, которые тут носит вся афинская аристократическая молодежь, опять же вне зависимости от пола. Причем, что характерно, эти самые воротники у них не охватывают шею, а вертикально торчат на плече, как панковские ирокезы на их башках. :-) В сочетании с агромадными черными бутсами на грани сапог-берцов смотрится-таки волшебно. :) Единственное, что их объединяет - это невосприимчивость к угрозам. Но и то - у "мостовской" Гермии она тихая, осознанная и едва ли не выстраданная, то тут - сплошной импульсив и твердая уверенность, что ничего плохого не может быть, потому что не может быть. Если в "Мосте" Деметрию и Лисандру свойственно некое нервное изящество (тоже прикольно смотрящееся в комплекте с упрямством, достойным Основы и полным отсутствием всяческой рефлексии, ибо они же оба точно знают, как надо), то их "отражения" из "Глобуса"... Деметрий - метросексуал, рвущийся в мачо, жалобно млеющий при виде Гермии (потом - Елены) и изо всех сил выкатывающий грудь, на которой морщится что-то вроде майки-алкоголички, а хозяйственный здоровяк Лисандр даже в храм на венчание, торопливо переваливаясь, тащит под мышкой матрас, на котором ночевал в лесу, а уж серенады у него (под что-то вроде попсы 90-х) достойны самого Основы по выразительности голоса и жалобности личика. ;) (Отступление: хотя в какой-то момент именно глобусовский Лисандр - Эко Куорти - внезапно оказывается как бы не посложнее Кита Янга в "Мосте", куда более четко отыгрывая тот факт, что даже под заклятием, тянущим его к Елене, он не хочет причинять зла Гермии. У Янга это проскакивает только мельком, он лишь на миг задумывается и сбавляет тон, а Куорти так виновато посматривает на свою "ворону", пытаясь ее унять, что там внезапно аж целый подтекст о силе настоящей любви вылезает. Но, повторяю, это исключение). Если в "Мосте" тот же Основа - трогательно-старательный и абсолютно непосредственный, открытый всему миру и безответно влюбленный во все возвышенное, поющий, чтобы не бояться и откровенно млеющий от почесывания за ушками Хаммед Анимашон, то Джослин Ли Эсиен в той же роли в "Глобусе" дает джем-сешн с перебивками из африканских народных мелодий, отчасти знакомых нам по "Королю-льву", пижонит шелковым костюмом в роли Пирама и вообще эстрадничает в полный рост. Ну, и чтобы мало не показалось, Фисба и Пирам тщательно обливаются сценической кровью в конце трагедии, а потом первая самозабвенно (и безуспешно) вытирает ее со сцены шваброй... И тоже ведь традиция, не поспоришь. В "Мосте" полутьма, в "Глобусе" - яркий свет всю дорогу. В "Мосте" - лиловый светящийся цветочек, в "Глобусе" эльфы пуляются во влюбленных транквилизаторами через трубочку. В "Мосте" Оберон Оливера Криса элегантен даже в самой рискованной сцене, вылезая голым из ванны с пеной на стратегическом месте, поигрывая телесами, в "Глобусе"... в общем, спасибо, что там не было такой сцены. ;-) В "Мосте" - спектакль-создание мира, если можно так сказать, в "Глобусе" - капустник-аттракцион. И мне, при всем уважении к традициям балагана, больше пришлось по душе первое... но как же они там, в "Глобусе", поностью отдавались действу, как выкладывались, как отплясывал под конец даже тот же Оберонотесей (Петер Бурке), на которого я бы, вообще-то, подольше посмотрела в этой красной футболочке, шортах и кепке... так же безоглядно, как участники спектакля в "Мосте" погружались в своих героев, растворяясь в них полностью, становясь ими до последней черточки. Как говорится, на любой вкус.
И при этом... (Да, это еще не все, и да, это у меня такая краткость...) При этом некоторые параллели-таки бросаются в глаза.
В обоих вариантах Ипполиту изображают в качестве военного трофея. Их даже ввозят на сцену при первом появлении в прямоугольных контейнерах (в "Мосте" - в стеклянной витрине типа музейной, в "Глобусе" - соответственно стилю, в картонном ящике с надписью "не кантовать", в смысле, "Fragile" ;-) - взглянув на нее, я все оценила, как Маргарита Пална). В "Глобусе" ей даже подсовывают бумажку с текстом, по которому надо отвечать "возлюбленному". *Плюгавость Тесея в "Глобусе" на ее фоне подчеркивают особо - костюма там больше чем его, жесты утрированы, убогость карикатурная*. В общем, оно, конечно, возможно и так, но тогда состоявшаяся-таки свадьба - если такая трактовка является данью свободолюбию и обличению тиранства - несет какой-то... странный посыл. По принципу "стерпится - слюбится". Типа - завоевал, ну ладно, будем жить. В этом плане версия Рассела Т. Дэвиса (где опять же Ипполита - трофей и пленница, и в самом деле тренд, я смотрю) куда последовательнее.
В обоих вариантах Ипполита и Тесей - те же актеры, что Оберон и Титания. И если в "Глобусе" совмещают роли многие (те же Деметрий и Лисандр бегают духами в тех сценах, где эти герои не участвуют), то в "Мосте" вроде такой необходимости нет. Однако же. Одну пару явно считают отражениями другой. Интересно, почему. Потому что обе пары - царственные особы? И только-то? Или считается, что будь люди-цари эльфами, они вели бы себя вот так? Или это что-то вроде назидания людям - в смысле, лучше бы вы были, как эльфы, свободны и естественны даже в ссорах, без этой зарегулированности и манеры задавливать друг друга (которой я, честно, не вижу у Тесея и Ипполиты в тексте... между собой, как минимум, молодежь-то он вполне себе прессует, особенно Гермию). Не знаю, но тенденция просматривается.
В обоих вариантах пара Титания - Основа - однополая, хоть и по разным причинам. ;) Опять же, интересно, почему. *Притом, что борцам с политкорректностью я, см. выше, ни разу не сочувствую, но я сейчас очень рада, что вряд ли меня прочтет кто-то из активных борцов как раз за нее. Потому что этак можно и обвинить ребят в том, что они считают, будто однополая любовь возможна только как результат отвода глаз и коварного колдовства, волшебных грибочков цветочков и всего такого. ;) Особенно с учетом того, что в "Мосте" Пак и Титания мельком развлеклись, сведя этим цветочком *секунд на 40* Деметрия с Лисандром, а Гермию, соответственно, с Еленой, чуть не падая при этом со смеху со своих полотнищ-канатов. Хотя вполне можно и прочитать наоборот, если вспомнить, что эльфы и духи - силы не только волшебные, но и природные. А значит, любовь свободна, мир чаруя, и от человека не зависит, вк кому его потянет, и нет в естественном порядке вещей "извращенной" любви не к тому полу - правильно, неправильно - ерунда это все, как Пак природа захочет, так и выйдет*.
И наконец, в обоих вариантах смешную трагедию ставят дамы (только в "Мосте" режиссер похожа на деловитого вахтера-администратора из общежития, а в "Глобусе" всем распоряжается крутая дама в дредах и с длиннющими сверкающими всеми красками ногтями). Среди простого народа справедливости больше? ;-) Вообще-то, кстати, при всей своей примитивности и невосприимчивости к высокому искусству, актеры-ремесленники у Шекспира - самые незлобивые и даже где-то добрые (давайте не будем пугать дам) участники всей этой истории, факт...
Ну и еще тот небольшой момент, что финальное счастье не выглядело все же вымученным ни там, ни там. За что им отдельное спасибо.
Вот как-то так... Хорошо все-таки, когда есть выбор (ваш сержант Ясенпень, да). ;)