У меня опять в силу расписания времени нет, в смысле подробностей. ;)
Но я рада, что хоть один фильм (и это последний, на который я реально планировала идти в этом году) меня не разочаровал.
Только сразу предупреждаю: тем, кого шокировали усы Пуаро-Браны, возможно, и не стоит рисковать. :)
Потому что к изысканности суперхудожественной, сдержанности благородно-элегантной и прочим неустарелым вещам сие кино не стремится. Как и к авангардной изобретательности. И нетонко меняет итальянца Фасконелли на латиноса Маркеза, несколько осовременивая конфликты (там даже есть черный, да, господа, если кто еще афиши не видел), и иронизируя не над старинными сословностями-условностями, а, подобно Диккенсу, над тем, что когда-то Европа была продвинутее Америки в отношении рас и народов. :) И легко и непринужденно вводит в состав присутствующих нового персонажа (кондуктор поезда, друг Пуаро) - но делает его (спасибо естественному, витальному и вот прямо базово-откровенно-обаятельному Тому Бейтману, замеченному мною еще в театральном "Много шума" в роли прямолинейного, как бейсбольная бита, Клавдио, а уж какой был слон Джекилохайд! ыыы! хнык!) ни разу не постмодернистским "рассказчиком", а вполне себе соответствующим духу тогдашней богемы, дисциплинированным раздолбаем (да-да), умным, когда надо и совестливым, когда, возможно, не надо совсем, но как же это хорошо... Весело представляющим другу-Эркюлю свою текущую проститутку и натягивающегося, как струна, когда надо (а что поделаешь) нарушить все правила к чертям декадентским. ;) И начинает сюжет вообще невесть откуда - но при этом сохраняет всю его основу, не изобретательствуя для оригинальности в том, кто бухгалтер, и "почему на самом деле". Если вас в детективах леди Агаты интересует только худанит, а на атмосферу и персонажей глубоко пофиг, тоже ходить не следует. Ибо в целом будет то самое и именно потому. Без особых экшн-добавок (хотя пара будет), разгона темпа (камера смотрит на героев, да, вбирает стиль и быт роскошного поезда, угу, местами до классической партретности) и сеансов разоблачения.
Но зато там есть сибаритский, тоскливый (ибо таки абсурд кругом творится неслабый, и победа добра ни разу не гарантирована), соединяющий цепкость взгляда с отстраненной невеселой иронией и несуетливой обоснованности любого жеста, с богатым голосом и не по возрасту легкими движениями брановский Пуаро. С четкой элегантностью бельгийца и едва ли не еврейской ехидно-стремительной, гипнотизирующей толпу проницательностью, в первых же кадрах расследующий кражу в храме у Стены Плача в Иерусалиме (ага-ага), посверкивая не то насреддиновской, не то любавической искрой из глаз и аккуратно пачкая второй ботинок, когда угодит первым в верблюжью лепешку, ибо симметрия. ;)
Пуаро, который всех видит насквозь, полон любопытства и авантюризма (как заразительна его улыбка, когда он высовывается из дверей купе, посмотреть, что и где) - и повергается в реальный шок по причинам, ныне мало кого бы смутившим, и разрывается на части от дилеммы, которую сегодня вряд ли бы кто и заметил... и ему веришь, и даже где-то понимаешь. Пуаро, в котором едва ли не больше Гамлета, чем в Гамлете того же самого Брана в его несколько неуклюжем и вежливо-тяжеловесной киноверсии. Вся синь бесконечного ужаса перед отсутствием правильного выбора в его глазах, ога. Обреченность человека, решающего в чем-то вопреки себе, но иначе решить не могущего. (Блин, почему они не дали чего-то подобного Суше в экранизации того же самого и так унизили его версию героя? Повбывав бы...)
И вышеупомянутый Бейтман, шныряющий по тому самому поезду, как его "вагонный" в стиле Светина из "Чародеев". ;) (Хотя тот был более рыжим клоуном, а этот ближе к белому). И восхитительно отвратительный Жонедеп (ц), со скользким... всем, от глаз до прически и реально перенапрягшийся от своей неправедной жизни. И прелестная компания... ну, кто читал, знают. Тех самых, да. От надменной Денч-Драгомировой, с собачками, как у Хлестовой и неузнаваемой "мышки-ефрейтора" Колман в роли задисциплинированной немецкой горничной до тихо-исступленной бывшей няни Пенелопы Круз. И безумный каратэка-югослав, кидающийся на защиту жены со скоростью пружины и рефлекторностью бультерьера. И незаметно перетекающий от униженной забитости в тихое достоинство Дерек Джакоби в роли лакея. И так же выворачивающийся наизнанку из ощеренного фанатика в нечто совершенно противоположное (почти не меняя пластики и мимики, только выражение глаз и скорость движений) Виллем Дефо. И дивная Мишель Пфайфер, которой здесь (обоснованно) дали возможность выдать весь диапазон, от мелодрамы до бурлеска.
И ослепительные снежные пейзажи, сквозь которые, почти где-то даже в вакууме, пробирается могучий - но такой уязвимый перед стихией - паровоз, превращающийся по ходу где-то едва ли не в лабиринт, модель общества и одиночества одновременно. И сине-зелено-коричневая, почти лишенная солнца (и тем ярче оно, когда появляется) цветовая гамма.
И единство той самой пестрой компании, понимающей друг друга без слов.
И Бог с ним с пафосом, когда он там все-таки есть. Он, в конце концов, тоже - часть стиля. Как и "проверка", доводящая мелодраму почти до бенефиса провинциального театра... и этот оксюморон, это столкновение кино и условности вдруг выбивает искры при столкновении оных противоположности.
И почти чаплинский уход героя в дальнейшую жизнь, растворение в снежном тумане.
И вот не зря мне так понравился всемилюбимый маггл в "Фантастических тварях". Здесь актер не менее блистателен. И герой тоже не так уж прост.
В общем, не знаю, можно ли это смотреть в рождественском уюте у камина (а может, у сегодняшнего и можно) - что-то все же есть в этой четкости, определенности и неторопливости нервное и тревожное (или это контекст современности так действует? ;) ), но они точно оживили мне леди Агату... и добавили измерение-другое-третье к ее персонажам, а это, при всей любви к гранд-даме детектива, у нее никогда не лишне.
И нет, я опять не помню музыки. Отвлеклась на происходящее. ;) Но она точно не мешает. :)