...Коль скоро уж обещала.
Сразу чтобы без открытий - тот, ради кого я на это в первую очередь ломанулась (и подозреваю, этот камуфлет - не мой эксклюзив ;) ), появляется в кадре сразу, но не является его центром бОльшую часть фильма.
И, как ни странно, не надо. Не в смысле "славаЕму, что не оказался центром этого позора", и, как вы понимаете, исключен вариант "что-то не але сегодня Дэвид". Не надо в том отношении, что так, как есть - очень даже прилично. Фильмы не про одного конкретного человека (и даже не про двух-трех) тоже иногда снимают качественно.
А это фильм про семью в полном смысле слова (и, стало быть, к типичному жанру семейного фильма не является - в том смысле, что там и говорят разные слова, и в туалет ходят, местами в прямом смысле, для душевных разговоров, и даже, пардон, испускают ветры, местами посмертно... и это еще не считая нарушений трех четвертей правил техники безопасности, педагогичного подхода к детям, и в смысле примера поведения это - чистая песня из фольклора по Эдуарду Успенскому: "и хождение по путям сообщения").
Предупреждение номер двас - я тут где-то высказалась, что, мол, ура, наконец-то за долгое время иду на фильм с любимчиками, который не обещает душераздирающих страданий, ибо комедия наконец-таки по жанру, а не трагедия ни разу... Ну что сказать. Не то чтобы прямо так сглазила. Но это комедия, да, во всех отношениях шотландская, то бишь, от ирландской недалеко ушла. Кельты, что возьмешь. Будут вам тут и гроб (с музыкой, мгм), - вернее... но об этом ниже, и мелодрама, вернее... но об этом ниже (как минимум, все ее составляющие точно будут), и антидепрессанты, и инспектор ювенальной юстиции (но вы пока не убегайте, а то все самое интересное пропустите). Нуачо, гулять так гулять. Когда под одной крышей собираются три ветви клана МакЛаудов - а я вам еще не сказала, что герои именно из этой семейки? ну, вот сейчас говорю, - то мало не покажется никому.
А теперь, как говорится, посидели на дорожку, можно и отправляться.
Во-первых, все-таки - "наш". Когда вы проморгаетесь от его внешности и более или менее адаптируетесь к известному синдрому Андрея Миронова, пробующегося на роль Жени Лукашина (ну, все ведь помнят, он спекся на реплике "я никогда не нравился женщинам") - ибо даже в щетине, затрапезе и затурканный, Дэвид не способен не быть прелестным (чтобы перестать, ему надо играть маньяка-садиста и скользкого подлеца, а тут ни разу не), - вы... вот пока не увидите, не убедитесь, но до этого момента "возьмите мое слово за это" - вы на самом деле поверите, что этот человек - загнанный полунеудачник, небритый не из пофигизма, а потому что некогда, нервный не от темперамента, а потому что условный рефлекс (см. постоянно устало-испуганный взгляд), и жизнь ему уже некоторое время не в особый кайф. Или даже так: он бы и жил, но ему некогда. Надо воспитывать (а проще говоря, удерживать от истерик, глупостей и впадения в ступор) троих детей, находить в очередной раз куда-то запихнутые ключи и готовиться к Мероприятию. В общем, когда вы увидите безысходную тоску на этом сером лице с несчастными глазами на его первом одиноком крупном плане, подозреваю, традиционная женская солидарность взыграет у многих, и его экранной жене сильно повезет, что она экранная, встретиться в реале с защитницами замученного ею страдальца я бы не пожелала никому. ;-) При том, что условия игры таковы, что "он первый начал". (Хотя, судя по некоторым признакам, скорее всего без заранее обдуманных намерений, и по той самой инерции, по которой тут многое делается). А потом он еще некоторое время будет негероем в ситуациях, когда героизм решительно требуется (один против толпы журналистов - это вам не в клетку ко льву) - и он его проявит, и будет растерянно пыриться на рвущихся с цепи информационников, на ходу прикусывая зубами то, что собирался сказать и дергаясь от щелканья очередной камеры; судорожно прижимать к себе тощей рукой рыдающего здоровенного брата, когда у самого кости вот-вот кожу прорвут от того же состояния; жалобно и ни разу не по-мачистски упрашивать жену не увозить детей на новое место работы; с восторгом уступать тому же брату торжественную речь; и целый фильм, до финального выдоха, существовать (как и многие там, впрочем) в фоновом режиме "ну вот как-нибудь потом", на приглушенных реакциях, в отсутствии хоть чего-то, напоминающего веселье, в постоянной настороженности суриката, и без особой убежденности, что упомянутое "потом" когда-нибудь случится. И всю дорогу - опять же, как и все присутствующие, тут практически нет концертных номеров и главных аттракционов среди участников - будет неотъемлемой частью общей картины.
Во-вторых, остальные Имена в этом во всем - см. выше - работают с той же самоотдачей. Несравненный Бен Миллер в роли братца Гэвина - который тут главный Белк В Колесе, жертва комплекса "соответствовать", непередаваемая смесь напряженной ограниченности, обреченности организатора-за-все, монолитной бестактности и вечной растерянности на тему погибших мечт - натурален, как природа, дети и меловой известняк. Ни одного движения, взгляда, поворота головы не по делу или не обязательно долженствующих здесь существовать.
Билли Коннелли - папа взрослых и дедушка детей, ради которого происходит тематическое событие фильма - наиболее близко подходит к роли вышеупомянутого "главного концертного номера" (и по экранному времени, и по положению в сюжете - самый типа мудрый, самый типа свободный и самый как бы спасительный для всех одним своим существованием персонаж, соль, такскэть, земли... опять же, ему хуже всех, ибо еще и смертельно болен вдобавок)... и плюет на это слюной. Играя не то, что называется плохо переводимым английским словом sage, не волхва и патриарха, не ослепительный артистический дивертисмент, а просто грустного, озорного, не респектабельного, не убогого душевно и не зацикленного на себе, не желающего тратить на тоску последние дни человека. Который действительно понимает в этой жизни кое-что... ну так у него в его 75 было на обучение этому некоторое время - раз, и, с учетом ситуации, более свежий взгляд - два... Он умеет смеяться, умеет дать себе волю, умеет слушать, не стесняется растеряться и говорит то, что думает по мере возможности (не путать с неразборчивым правдорубством), внимательно глядя на собеседника ореховыми глазами, которые, правда, в любой момент могут расфокусироваться... и тогда его может оказаться еще даже интереснее слушать. В общем, почему дети предпочитают проводить время с ним, понять можно. И это не только тот факт, что он дает им в их пять-десять водить машину, лезть в ледяную шотландскую воду и разводить костер на берегу, употребляя на растопку табличку "костры на берегу не жечь". (Хотя свою роль это тоже играет, чо уж. И никаких извинительных реверансов, замечу, после того в фильме не воспоследует. Даже хотя одна из младшего поколения и обещает больше не делать некоторых вещей. Как-то и это у них звучит так, что четко помнишь о наличии многого другого, чего не было обещано не делать. ;) )
Впрочем, там и остальные борозды ни разу не портят, от депрессивной жены Гэвина, которая так усердно ведет себя хорошо, что ее слезы на кухне и бейсбольная бита в магазине, оставившая неизгладимый след на Ютубе, выглядят абсолютно естественно и ожидаемо...
И дети, дети, боже, какие дети... Это такое недостижимое "ничего особенного", три разных, живых, не преувеличенно-взрослых, не усипусечно-детских, не сиропных и не остервенело-покровно-срывательно-злобно-противно-склочных вполне человеческих характера, со своими обоснованными реакциями, на доступном себе уровне... Там и логика, и эмоции, и наша общая иррациональность... И знаменитая невинность ни разу не мешает наличию мозгов. И прославленное "мудрее взрослых" выглядит одновременно смешно, захватывающе и местами на грани катастрофы. И - кроме, может быть, младшей - никакого "суперкьюта", нормальные они. Что еще важнее - в нормальных между собой отношениях.
А в смысле общего сюжета и атмосферы... Что-то, я смотрю, повадились в последнее время тут (и в бывшей колонии ;) ) снимать кино, где нет плохих людей. Глуповатые - случаются, не эксперты в социализации - дофига, заеденные средой - на каждом шагу, но вот... ну нет в этом кино злодеев опять. И ненависти во взаимоотношениях - нет. Даже при появлении на сцене полиции и журналистов (хотя... ммм... ну, скажем, если и есть тут кто-то в роли антагониста... короче, достало это сословие, кажется, уже всех не хуже ревизоров... и да, к вопросу о ревизорах... но об этом чуть позже).
Так вот. Персонажи фильма, замотанные средой, изо всех сил старающиеся соответствовать (план рассадки гостей по столам для упомянутого юбилея папы-деда бьет любую схему генеалогического древа, не напрягаясь), находящиеся в процессе развода или пытающиеся объяснить мелким, "о чем врать", как бесхитростно выражается старшая из внуков юбиляра, из последних сил поддерживающие самооценку (отчаянно-свирепая улыбка Гэвина, увертывающегося от подробностей о своей работе, должна быть на гербе у всех маклеров и манагеров), упорно переспрашивающие в самый неподходящий момент и самоотверженно работающие над цивилизованным общением - все, как один, категорически отказываются звереть и вписываться в традиционный жанр мыльной склоки. Они могут сердиться, могут не слышать друг друга, могут не понимать, что друг с другом делать. Но - простите за такую банальность - ни у кого тут нет дурных намерений. Они просто периодически не знают, что делать, а заодно у них в ежедневщине замылился глаз. И при естественности поведения (несмотря на эксцентричность развивающейся ситуации) это может, оказывается, не выглядеть ни истерично, ни дидактично, ни сиропно. Пронзительно-грустно - да. Давяще-тоскливо - пожалуй (хотя не успеет придавить, как тут что-то в очередной раз кааак произойдет, и будет уже некогда зрительски страдать, потому что начинаешь ржать, фигеть или нервничать). Смешно - даже и не сомневайтесь. Мечтательно (с перерывами на физические отправления и не самые цензурные слова) - будет и это. На фоне такой природы, с таким дедушкой и таким процентом несовершеннолетних в кадре - иначе быть могло только с участием бездарностей (а их тут нет). А то, чего я всегда боюсь в таком жанре - это нет, благополучно избежали. Несмотря даже на вкрапления вроде бы назидательного текста.
(Пожалуй, в этом водопаде реалистических невероятностей можно найти только одну хэппиэндовую натяжку - это когда упомянутая выше инспектор ювеналки, блещущая всеми достоинствами профессии, от леденящей улыбочки, приправленной любезно-вкрадчиво-металлическим голосом с перманентной интонацией "поняяяятненько", до настроя "отобрать по умолчанию" и змеиного взгляда, услышав отважную речь подсудимых родителей перед акулами пера, отваливается, заговорщически подмигнув старшей из детей. Но я себе этот момент оттерапировала, домыслив, что тетке, возможно, те акулы собственную плешь уже проели, и за удовольствие наблюдать их посланными она решила раз в жизни оказать любезность двум представителям этого неполноценного племени - биородителей...)
И еще один признак реализма - человеческого, а не в стиле "и собачку тоже убили": мораль - сама по себе пристойная и знакомая - тут интересными путями формируется и любопытными частностями блещет. Например: чтобы спастись от горя, когда теряешь родного человека, весьма полезно, чтобы новость о его смерти (аккурат за пару часов до намеченных торжеств, и настигшая как раз, когда собрались гости) обрушилась на вас в контексте полного песца со всех сторон, когда не знаешь, вызывать скорую, полицию, пожарную бригаду или спасателей на водах, вокруг дома подпрыгивают голодные шакалы с камерами, ролик с магазинными подвигами супруги крутится по всему дому для всех гостей, а по всем телепрограммам - ваша замечательная история в реальном времени в натуральную величину. И еще сын-шестилетка решил спасти родителей и лично поговорить с прессой... А распадающуюся семью может если не спасти, то сильно поддержать осадное положение в толпе не самых идеальных родных, когда уже некогда разбираться, кто, кому, куда и за что. Или, если вас заел быт и все в вашей семье существуют в режиме автопилота - обнаружьте внезапно, что партнер по браку психанул в каком-нибудь из мест общественного пользования: это очень освежит ваши отношения (и напомнит, что плохо в этой жизни не вам одному... опять же, добавит тем для разговоров и взаимопонимания). Да, и горящий самодельный плот с парусом из шезлонга действительно может выглядеть похоже на лодку викингов, когда под бодрым ветром разгоняется по шотландскому озеру среди сдержанной зелени холмов... и, возможно, при всех последовавших неприятностях - не самый худший способ похоронить хорошего человека, который не хотел, чтобы любимые люди скандалили друг с другом (или, что немногим лучше, злобно улыбались друг другу) на церемонии последнего "прощай".
Еще и потому не худший, что есть шанс, что в результате этого нестандартного подхода до этих самых любимых людей что-нибудь да и дойдет. И разводящаяся семья "изменника и карьеристки" (коими они бы обязательно предстали в традиционном образчике жанра) помирится и даже извинится перед злосчастными малолетними зрителями их развода. И оффисно-биржевой страдалец внезапно сверкнет широкими плечами и спокойным дружелюбием, возглавив-таки то самое последнее "прощай" - и окажется, что он гораздо умнее и сильнее, когда выходит из вышеупомянутого колеса. Даже несмотря на то, что способность ляпнуть что-нибудь депрессивное никуда от него не уйдет. ;) И приглашенный на день рождения оркестр без работы не останется. А очкастый акселерат-скрипач еще и найдет по ходу свое счастье. Может быть, даже долгое.
Да, а кроме всего прочего, в фильме есть страусы. Просто так, как часть пейзажа и чтобы дети порадовались. И массовый шотландский танец (с подозрительными обертонами фрейлехса от Теннанта, между прочим) в конце. И рогатый шлем маленького фаната Одина. И суперпробка под дождем. И волшебно-беззвучный скандал между супругами под неторопливый саундтрек. И, кажется, съемочная группа отловвила все солнечные дни, которые бывают в Шотландии в течение одного сезона...
Короче, дамы и товарищи. Это, может быть, опять не так чтобы шедевр (хотя... а черт его знает). Но я рада, что наши драгоценные снимаются в таком, да еще и на большом экране. ВВС Films - это таки есть гуд, да.