И сейчас тут будут, как вы догадываетесь, таки спойлеры. Массивные, как сказали бы на родине героев. Ибо нельзя просто так взять и обойти это все в данном увесистом случае. А посему... прямо без намеков переходим к кату. Те, кто иногда здесь меня еще читают (обольщаюсь, да), слишком знакомы со мной, чтобы не выцепить какие-то намеки даже из того, понравилось мне или нет. Так что даже междометие вслух и на людях - чревато. ;)
Тем более, что вышеуказанный вопрос,
пожалуй, однозначного ответа не имеет. Хотя... в общем, я боялась таки не зря.
Так вот...
Это таки, увы, уже не та история. И (а вернее, во многом вследствие того, что) жанр не тот. Хотя бы уже в силу факта, что он здесь явно есть, тот жанр.
Вот попробуйте, кроме шуток, определить, каков был жанр первого сезона? Фэнтэзи, мистика, экшон - это так... формальности. А на самом деле? Что это было? (ц) Мистика, детектив, пралюбоф, экшн? Как-то все вместе сразу, с примесью философии, абсурда и сочувствия к нам всем. И сатира тоже, да. За то я и любила всегда Птерри, кроме всего прочего.
А тут и вопроса нет. Перед нами четкий приключенческий детектив с несколькими любовными линиями и концертными номерами, весь в пасхалочках. И если мне кто скажет, что Терри сам, мягко говоря, не брезговал аллюзиями, я отвечу, что у него те отсылки были прочно вписаны в сюжет, а то и являлись его основой. А здесь именно что - смотрите, смотрите, видите, как мы прикольно подшучиваем над и упоминаем о? Да по нескольку раз на одну тему. Да порой за счет персонажей. Что и есть самое грустное.
Нет, во втором сезоне - спорить даже не буду - много чего хорошего осталось (и это, вообще-то, надо было сильно постараться, чтобы столько всего, что было в первом, в унитаз спустить... и для этого нужен был, подозреваю, таки не Гейман *при всем моем невосторженном отношении к коему, отрицать его талант - это надо очень сильно зажмуриться, плюс они с Терри таки были друзьями). Наш центральный дуэт по-прежнему играет совершенно блестяще - Кроули сохранил все свои ехидно-ворчливо-нервные манеры и совершенно волшебно светится в первой сцене, когда он еще ангел (второй раз со времен "молодого" Расселла в "Стражах" так восхищаюсь идеальным омоложением, хотя Теныч вообще подозрительно молодо выглядит, ттт). И кстати, обоснуй его падения подогнали вполне себе годный - именно вопросами в этой небесной бюрократии себе и можно заработать скоростной спуск в другое подразделение. :p Это своего рода даже зеркалочка Адама и Евы - не сунешься в запретное - не получишь проблем - так и останешься навек на одном уровне. :D "Милость твоя - как казнь, а казнь - как милость". Но не будем углубляться. Шин тоже должным образом умилителен, хотя на него характерная подчеркнутость и прямолинейность - включая и комиование - этого сезона легла более тяжелым грузом. Но нюансы он все еще выдает, от стеснительности до упертости, от мечтательности до новообретенного умения морально давить при помощи поджатых губ и демонстративного игноража. Это как раз отчасти логичное развитие характера (я даже не спорю, что он мог научиться доводить Кроули до недовольных извинений.
И вообще, как я уже сказала, играют все совершенно шикарно и убедительно. (Так что все это насчет повесточки - фигня. Тут - к счастью - конкретные персоны в сто раз важнее ориентации. И парочка продавщиц - одной усталой и не очень счастливой в отношениях, другой с детства задвинутой за плинтус и только-только начинающей догадываться, чего же хочется, наконец, ей самой, но при этом умудрившейся остаться доброй и непосредственной - вполне себе нормально убедительная в своей истории любви. *Единственное, что я так и не поняла, зачем было снимать в новой роли Нину Сосанья - да и Миранду, если на то пошло: либо продолжайте линию ее персонажа, либо берите на эту роль Мишель Гомес, тыгдыть! Притом, что Миранду я люблю. Но зачем? Чтобы показать, что все течет, и все мы можем быть, кем угодно? Так сказать, дух абсурда? Так нечетко вышло. Или очередная отсылка к Доктору Кто, которых тут и без того многовато *при всей моей любви уже к вышеупомянутому?*). И Гавриил совершенно прекрасен - и ему очень идет этот новый вариант - таки полезно вылетать из системы и оказываться самому по себе, а тут еще и амнезия смыла последний официоз и, как сказала незабвенная Алиса Постик в исполнении Чиаурели по другому поводу, "как только он побывал трупом не-архангелом с потерей памяти, он стал человеком". И аж даже засветился куда красивее, с изумрудным отливом, чем когда сверкал слепяще белым *с тупыми глазами и любезным оскалом - озадаченный вид у него выглядит куда умнее и идет куда больше*. Малахитовая шкатулка, фигле, бывают странные сближенья. :3d: Да и имидж престарелого хиппи, наплевавшего на все свои людоедские обязанности идет ему несравнимо лучше, да. Хэмм крут, но мы все знали это.
А уж юная ангелица из нижних чинов еще очаровательнее, если такое вообще возможнно (а оно возможно). Старательная, мечтательная, любопытная и сохранившая в себе это все исключительно благодаря тому, что никто ее не замечает, как оно, собственно, чаще всего в таком контексте и бывает... Блин, у нее улыбка почти как у Одри Хепберн. И она тут - одна из немногих - так мило и натурально напрягается. Короче, я даже почти не против, что ей передали эстафету от Азирафеля, если бы только не. Но об этом ниже. Опять же, я полностью одобряю здешнего Метатрона - мастерство Джекоби даром не пропало, этот на вид почти растерянный, а на самом деле выжидающий взгляд, эта почти абсолютно убедительная старческая беззащитность, легко переходящая в хитро-любезный соблазн... О да. Он их там всех легко сделает, это даже без объявления должности видно.
А еще тут совершенно четкая, точная атмосфера Лондона со всем его полумраком и полусветом, деловитостью и суетой, готикой во флэшбеках и всевозможностью вариантов в текущем, почти вечно дождливом и при этом каким-то неистребимо живом "нашем времени". И посыл идейный в целом как бы и хорош. И немало классных знакомых лиц. И дэвидов старшенький очень даже вписался в наивное высокомерие своего персонажа (да там все дети Ноя и анахронизмом не выглядят, и обаяние демонстрируют, и легко оживляют все свои стереотипы, и при этом не забитые и не мерзко-самодовольные).
И много совершенно очаровательных моментов (одна поездочка Азирафеля во внезапно пожелтевшем демонском автомобильчике - или его же строгая любезность с мобильничком офигевших шотландских гопников - чего стоят), и общение между всеми участниками вполне пристойное, и этого всего уже значительно больше, чем предлагает нам многое прочее на текущий момент.
Но. Но. Но. Ведь все, кто рискнул здоровьем залез под море, уже понимают, что это самое но таки прозвучит? Начнем с того, что задним числом сильно таки переиграли историю знакомства персонажей. Ну вот все это осторожное и неторопливое их знакомство и незаметное даже для них самих сближение сразу идет нафиг, как только мы узнаем, что они, оказывается, еще до сотворения нашего мира друг друга отлично знали. И чуть ли не страдали друг у друга на плече, ага. Выглядит, конечно, очень мило - местами даже с перебором, о чем тоже дальше - но как-то не увязывается с куда менее откровенными и более постепенными диалогами в первом сезоне *а я их так любила, да*. В том числе и с тем фактиком, что так страдающий по поводу своего вранья, что аж собрался в демоны в связи с этим, Азирафель как бы еще задолго до всех Ноев беспардонно дурил Всевышнюю насчет подаренного Адаму меча*). И нашим персонажам приходится выкручиваться изо всех сил за счет актерских способностей. С переменным успехом. Плюс, буквальная динамика тоже порой тормозит из-за повторения одних и тех же трюков по нескольку раз, типа той же, хихи, тормознутости (пардон за тавтологию) Гавриила. Ну поняли мы уже, поняли, что он заново все понятия осваивать вынужден...
А главная (для меня) беда той динамики - и приведшая, собственно, во многом к смене жанра - в том, что на сей раз - в отличие от прошлого - в качестве реально действующих лиц у нас выступает практически только центральный дуэт. Ну и в некоторой степени интригующие против них враги. А люди - имевшие конкретное значение как в сюжете, так и сами по себе в первом сезоне - в худшем случае являются декорацией-подтанцовкой, в лучшем - поддержателями диалогов. И ни на что почти не влияют. Хотя, повторюсь, очень ярки и колоритны. Вот и выходит детектив-интрига с массовкой и да, любовными линиями, которые тут куда большее место заполоняют, чем там и тогда. И это таки сильно подрывает тот самый приличный посыл о ценности жизни, любви, свободы воли и всего прочего. Даже несмотря на открытое его проговаривание под конец.
И вот эта самая открытость - моя следующая претензия к сабжу. Ибо здесь она предстает в форме прямолинейности. Подчеркнутости. На уровне прямого назидания то и дело. Это, к сожалению, еще одно не самое приятное новшество сего сезона - тут очень многое (к счастью, и тоже в большой степени благодаря актерам, не все) подается, что визуально, что текстово, настолько в лоб, что как-то, ну эм. От комикования - только Теннант мог подать этот "гусиный бег в розовом" в сцене "сдачи Кроули в рай" легко и живо, и все равно оно смотрится немного фарсово - до пугалок. Да-да, я про тех самых зомби-нациков, которые, конечно, как бы оправданы сюжетом *хотя насколько идиотом должен был быть Фофор, чтобы отправить на дело такую неуклюжесть?*, но смотрятся в этом во всем как гости из "Кингсменов", к тому же, вторых - кровь-кишки-и-так-далее для садистского эффекта наше все, и почему бы по ходу дела кого-нибудь не сожрать... для смеха? Хотя тому, что сожранный допел песню из брюха людоеда, должное отдам - вполне себе британский юмор. Но в целом - это номер. Концертный номер с отключением эмпатии, извините за выражение. И номеров таких - явно рассчитанных на эффектность больше, чем на смысл происходящего - тут, повторюсь в сотый раз, многовато. Включая выход Азирафеля в роли фокусника (кстати, о тавтологии). И назидательные речи - оттуда же. И форсированные выразительные средства, от поглощения вкуснятины соблазненным Азирафелем - там реально физиологический юмор а-ля гэги немых времен, и это на живом существе смотрится неважно - до наезда Кроули на амнезийного Гавриила. Где он тщательно нам проговаривает, как ему дорог ангел, и как он всех за него порвет. Без намеков и мрачности вместо тысячи слов, как было в прошлый раз. Не будь это Теннант - сцена превратилась бы в банальную мыльную склоку. Но Дэвид, спасибо ему, обходится без истеричности и уравновешивает этот скандал мощной болью и отчаянностью в интонации).
Ну и в итоге от всего этого - опять же, на мой взгляд - страдают и сюжет, и характеры... и их отношения, да.
Потому что выделенные из общего течения жизни ангел и демон всю дорогу только и делают, что вспоминают о прошлом, обманывают вражеские Ад и Рай и пытаются выяснить ситуацию с Гавриком. На фоне, повторяю, остальных, иногда работающих средствами в их игре. Что тут, конечно, вслух назидательно осуждается, но самого факта не отменяет. (Спасибо за краткий эпизод сотрудничества в последней серии, но а) мало; б) это тоже отчасти концертный номер, что немного *я великодушна* снижает накал).
Потому что "спрямленные" роли и взаимодействие нашей парочки таки приводят к поправке их личностей - Азирафеля прежде всего. Ну не был он карьеристом, при всех его (реальных и выдуманных ;) ) недостатках, даже близко. Даже с благими намерениями не мечтал о руководящей роли - напротив, старался держаться от всей этой канцелярии подальше еще задолго до откровенного бунта. И гордецом, верящим, что сам-один может все исправить, не был тоже. А как раз очень аккуратно проскакивал между капельками. А тут что? А тут надо было создать Драматический Момент *далее вычеркнуто красным карандашом*. И куда девалась вся любовь ангела к этой несовершенной, но такой славной и приятной Земле, на коей почве они с демоном, собственно, изначально отчасти и сошлись... Это ж чуть не две трети основы изначальной истории!
Ну и последнее. А возможно, и первое. Сокрушительный фансервис под конец. Которого при такой незатейливости, собственно, и следовало, наверное, ожидать. И если с парочкой "Гавриил - Вельзевул" это еще как-то проходит (благо, оба хороши, и смена актрисы не попортила уровня, и сюжетный обоснуй, хоть и тоже докторктовский, имеется), и их стеснительный и озорной роман благодаря Хэмму и Шелли Конн действительно оказался о том, что чувства побеждают... гм... как раз установленную повестку дня, и безответственность по отношению к чиновному долгу - это иной раз к добру (хоть я и хмыкнула в этот момент, что сценаристов нельзя подпускать к фанфикам, пока шоу не выйдет в эфир), то с Кроули и Азирафелем, как по мне, так не вышло. И дело не в однополости, см. выше. Будь у нас ангел (например) изначально женщиной, и играй его хоть Сирша Ронан (или наоборот - напиши Птерри демонессу вместо демона, и закастуй шоураннеры на эту персонажицу, скажем, Дженну Ортегу), меня этот смачный засос порадовал бы ни на грамм не больше.
Ибо это суматошное сведение всего к постели - не результат того общения и взаимовосприятия этих двух персонажей, которое показано и в книге, и в первом сезоне. Не потому даже, что они как бы не люди и там в принципе не факт, что такая связь нужна или возможна. Это ладно. Могли и захотеть - как вон захотели Гавриил с Вельзевулом. Но это, повторюсь, сделано не потому что их друг к другу тянет в этом смысле. А потому что этого хотела огромная часть фандома, вот и все. Которая именно так прочла и взаимопонимание, и спасение от одиночества, и совпадение "белой вороны" с "черной овцой", ибо как - и через что - иначе это может выражаться, ага. Для которой любая дружба - только прелюдия. И за любым понимающим взглядом, за любым совместным весельем или совместной же грустью стоит невысказанное "в койку", ага. Извините меня все мечтатели об этом романе, но я буквально увидела призрачную руку авторов на загривке Теннанта в момент того поцелуя - и ничего больше. Это было то же подмигивание и балаганный напор, что в восьмой отсылке к "Доктору Кто" и ковылянии зомби в форме вермахта по сегодняшнему Лондону. Или, что уж там, в пламенной речи героини Сосаньи, объясняющей А. и К., что с людьми так нельзя. Они ж этого за целый прошлый сезон не поняли...
В итоге, правда, мне, наверное, повезло много больше многих из тех, кто доволен в целом всем сезоном. Поскольку трагедия расставания ангела с демоном меня "благодаря" всему вышесказанному, каюсь, не тронула вообще совсем. Облом фальшивого в моих глазах романа - ни разу не катастрофа, это раз. Обоснуй расхождения Азирафеля и Кроули в разные стороны, по-моему, настолько притянут ради драматичности, что я в него напрочь не верю тоже - это два. Ну и... кто-то сомневается, что Метатрон Азика непременно кинет, а наши герои непременно снова сойдутся в следующем же сезоне? А он будет, я даже сглазить не боюсь, ЕБЖ, конечно. В нынешнем жанре громадную часть фандома без утешения не оставят. Даже не сомневайтесь.
Значит ли это, однако, что я предпочла бы отсутствие второго сезона его присутствию? *С характерной последовательностью* Аж ни разу. Во-первых, повторюсь в оный раз, мы тогда лишились бы много чего обаятельного и симпатичного. Включая игру наших прекрасных и блеск британской коммуналки (ц). Во-вторых... собственно, примерно этого я и ожидала, так что не обломалась особо. Без Терри иначе быть вряд ли могло. Спасибо Гейману уж за то, что он остался верен авторской основе, пока она была.