Всё не так просто. Вершинин как агностик может и не знать, но вообще существует такая богословская проблема как граница церкви.
Даже не в смысле ереси и расколов, тут более-менее всё понятно. А в том смысле, что Церковь как тело и невеста Христова чиста, свята, непорочна и "не имеет пятна ни единого". И патриарх, епископ, священник, монах, мирянин, лишается благодати не в тот момент, когда, например, патриарха собор отлучит (как Никона), или патриарх или епископ лишит сана нижестоящих, как, например, обновленцев в своё время, а в тот момент, когда человек совершает смертный грех и тем самым ставит себя вне церкви и благодати Божией. А уж собор или епископ этот факт просто констатирует и подтверждает своим указом. Это как со святостью: не соборы прославляют святых, а Бог, соборы лишь фиксируют этот факт.
Сразу что-то нейдут на ум исторические примеры кроме киношного, в фильме Тарковского Рублёв зарубил топором русского, тащившего прямо в соборе дурочку изнасиловать - и на много лет лишился возможности писать иконы, каялся, дал обет молчания, и лишь через продолжительное время "вернулся в профессию".
Филарет, конечно, расстрига и всегда им был, ещё до мп-шной анафемы, благополучно "пребывая в лоне", просто когда он придерживался "линии партии и правительства", на его "жену" сквозь пальцы смотрели, а когда взбрыкнул - всё припомнили. С одной стороны. А с другой, я ещё до майдана читала тооолстую книжку м. Илариона, что всё не так страшно, "простые верующие" не виноваты, дескать, вот преодолеем раскол и примем ВСЕХ в своё лоно - безо всякого перекрещивания, перевенчивания, переотпевания и перерукополагания, исключительно через покаяние в своих заблуждениях, что зря отошли от московского патриарха.
Продавалась у нас в Беларуси в храмах, не знаю, как на Украине. С этой точки зрения родители умершего младенца могли просить о его отпевании в храме МП, покаявшись предварительно, да только вряд ли они её читали, раз, и небезспорная теория, два. Хотя по-своему м. Иларион прав, Филарет не сильно отличается от других мп-епископов и не может один его взбрык так много значить, что вся УПЦ КП вне церкви, внутри РПЦ МП вон есть содомиты-епископы, и что теперь, все ими рукоположенные священники и крещёные теми люди вне церкви? Тут уж или пан, или пропал. А Филарет хоть натурал, и нигде в Евангелии не сказано, что епископ должен быть непременно монахом, вообще ничего такого нет, среди апостолов были женатые и ничего, благовестовали, крестили и прочее.
Другое дело, что сейчас крестить младенцев ещё меньше смысла, чем перед революцией, тогда была в целом христианская среда, и то половина в революционеры пошла крещёных, а вторая половина в исповедники. А сейчас окружающая среда в целом нехристианская, родители окрестят младенца якобы по своей вере, то есть подразумевается, что воспитают ребёнка христианином, а на самом деле ничего подобного. Ну, в данном случае младенец не вырос, есть особый чин отпевания именно младенцев, и то, что священник не стал отпевать - частный случай, можно было и отпеть даже и вообще некрещёного, они все ангелы ещё.
Может, родителей и этих и других хотел вразумить, но время выбрал неудачное, а с другой стороны - другого могло и не быть, иной только на крестины и отпевание и попадает в церковь.
Есть такая байка: в войну позвали священника отпевать полицаев, те были вполне канонично крещёные, но поп отказался и другим полицаям сказал:
Даже не в смысле ереси и расколов, тут более-менее всё понятно. А в том смысле, что Церковь как тело и невеста Христова чиста, свята, непорочна и "не имеет пятна ни единого". И патриарх, епископ, священник, монах, мирянин, лишается благодати не в тот момент, когда, например, патриарха собор отлучит (как Никона), или патриарх или епископ лишит сана нижестоящих, как, например, обновленцев в своё время, а в тот момент, когда человек совершает смертный грех и тем самым ставит себя вне церкви и благодати Божией. А уж собор или епископ этот факт просто констатирует и подтверждает своим указом. Это как со святостью: не соборы прославляют святых, а Бог, соборы лишь фиксируют этот факт.
Сразу что-то нейдут на ум исторические примеры кроме киношного, в фильме Тарковского Рублёв зарубил топором русского, тащившего прямо в соборе дурочку изнасиловать - и на много лет лишился возможности писать иконы, каялся, дал обет молчания, и лишь через продолжительное время "вернулся в профессию".
Филарет, конечно, расстрига и всегда им был, ещё до мп-шной анафемы, благополучно "пребывая в лоне", просто когда он придерживался "линии партии и правительства", на его "жену" сквозь пальцы смотрели, а когда взбрыкнул - всё припомнили. С одной стороны. А с другой, я ещё до майдана читала тооолстую книжку м. Илариона, что всё не так страшно, "простые верующие" не виноваты, дескать, вот преодолеем раскол и примем ВСЕХ в своё лоно - безо всякого перекрещивания, перевенчивания, переотпевания и перерукополагания, исключительно через покаяние в своих заблуждениях, что зря отошли от московского патриарха.
Продавалась у нас в Беларуси в храмах, не знаю, как на Украине. С этой точки зрения родители умершего младенца могли просить о его отпевании в храме МП, покаявшись предварительно, да только вряд ли они её читали, раз, и небезспорная теория, два. Хотя по-своему м. Иларион прав, Филарет не сильно отличается от других мп-епископов и не может один его взбрык так много значить, что вся УПЦ КП вне церкви, внутри РПЦ МП вон есть содомиты-епископы, и что теперь, все ими рукоположенные священники и крещёные теми люди вне церкви? Тут уж или пан, или пропал. А Филарет хоть натурал, и нигде в Евангелии не сказано, что епископ должен быть непременно монахом, вообще ничего такого нет, среди апостолов были женатые и ничего, благовестовали, крестили и прочее.
Другое дело, что сейчас крестить младенцев ещё меньше смысла, чем перед революцией, тогда была в целом христианская среда, и то половина в революционеры пошла крещёных, а вторая половина в исповедники. А сейчас окружающая среда в целом нехристианская, родители окрестят младенца якобы по своей вере, то есть подразумевается, что воспитают ребёнка христианином, а на самом деле ничего подобного. Ну, в данном случае младенец не вырос, есть особый чин отпевания именно младенцев, и то, что священник не стал отпевать - частный случай, можно было и отпеть даже и вообще некрещёного, они все ангелы ещё.
Может, родителей и этих и других хотел вразумить, но время выбрал неудачное, а с другой стороны - другого могло и не быть, иной только на крестины и отпевание и попадает в церковь.
Есть такая байка: в войну позвали священника отпевать полицаев, те были вполне канонично крещёные, но поп отказался и другим полицаям сказал:
- И вас не отпою, гадов.
Те прониклись и ушли в партизаны.
Reply
Leave a comment