Leave a comment

ext_3922140 November 14 2018, 22:35:31 UTC
На 37:06 звучит следующее утверждение: "...хотя советская школа, в принципе, - логичное развитие и расширение царской системы образования".

Я немного интересуюсь этой темой, и хотел бы заметить, что ваши данные, Игорь Иванович, не совсем точны: советская школа по охвату и уровню знаний примерно соответствовала царским высшим начальным училищам - самой базовой форме среднего образования, которая только была в Российской Империи, так что правильнее считать советскую школу не развитием, а деградацией царской - во всём, кроме естественнонаучного цикла, который более или менее соответствовал уровню дореволюционных гимназий.

Reply

alghenius November 15 2018, 07:04:55 UTC
да, соглашусь, самое сильное образование у нас было при Николае II. А гуманитарные науки в СССР были очень слабыми - впрочем сильный крен в сторону "идеологически нейтральных" естественных наук и техники это судьба всех несвободных обществ, включая и современный Запад.

Reply

ext_3922140 November 15 2018, 09:28:28 UTC
Полагаю, естественные науки терпели исключительно потому, что без них нельзя было провести электрификацию и создать атомную бомбу.

Reply

alghenius November 15 2018, 14:59:43 UTC
Нет, просто физика и математика при любом строе физика и математика. Хотя каток репрессий и по ним прошелся...

Reply

ext_3922140 November 15 2018, 15:22:02 UTC
Не очень понял вашу мысль. Учёные-естественники были людьми, которые умели работать головой, и зачастую это приводило их к мыслям, которые не соответствовали "генеральной линии партии". Математики - так, вообще, сплошная "контра", и у меня нет ни малейшего сомнения, что советская власть с удовольствием организовала бы ещё один пароход, "естественнонаучный", если бы только не понимала, что без математики, физики и инженерии не будет индустриализации.

Reply

alghenius November 15 2018, 15:49:17 UTC
Они все-таки специалисты по другой части. Хотя Гамов уехал, Капице на следующий год не дали вернуться в Англию, хотя работать на советский ВПК он в принципе отказался.

Для любого несвободного строя любые естественники это возможности, а вот инакомыслящие гуманитарии это угроза. Из гуманитарных наук разве что лингвистика идеологически нейтральна.

Reply

ext_3922140 November 15 2018, 18:06:10 UTC
> Капице на следующий год не дали вернуться в Англию,

При том, что он - прошу заметить - был исключительно лоялен новому строю.

> Из гуманитарных наук разве что лингвистика идеологически нейтральна.

Наблюдая за Украиной (а также Чернгорией, БиХ и Хорватией), я как-то не слишком в этом уверен.

Reply

alghenius November 15 2018, 19:10:27 UTC
Ну бывает и такое. Можно еще Македонию вспомнить.

Я все же немного другое имел в виду - не языковое строительство, а просто изучение языков.

Reply

ext_3922140 November 15 2018, 19:32:22 UTC
Македонию, пожалуй, тоже - но я не эксперт в македонском, чтобы делать какие-то выводы (знаю лишь, что болгары весьма небезосновательно считают его диалектом болгарского). К сожалению, даже изучение языков весьма часто служит политическим целям.

З.Ы. Тот же "черногорский" от сербского не отличается практически ничем, так что говорить о языковом строительстве здесь довольно трудно: просто один из диалектов объявили отдельным языком (в "хорватском", по крайней мере, понапридумывали новых слов :) ).

Reply

strelkov_i_i November 15 2018, 08:18:52 UTC
Речь идет не только о "качественных" сторонах, но и массовости - охвате средним образованием огромных масс населения, существенном увеличении числа ВУЗов.

Reply

alghenius November 15 2018, 09:16:24 UTC
с такой логикой можно сказать что постсоветское образование лучше советского. Количество да, качество нет.

Reply

ext_3922140 November 15 2018, 09:22:23 UTC
Насчёт массовости соглашусь. Впрочем, нет никаких оснований полагать, будто в РИ не задумывались о массовом образовании: судя по динамике строительства школ, оно было лишь вопросом времени, так что советская власть не сделала здесь ничего принципиально нового - кроме, пожалуй, обучения грамоте взрослых, однако тут же возникает вопрос о качестве этого обучения ( ... )

Reply

alghenius November 15 2018, 11:32:21 UTC
Массовизация образования началась сразу после отмены крепостного права. Как и снижение безграмотности. Причем при Александре III этот процесс даже пытались притормозить - но безуспешно. Другое дело что это было одной из причин революции. Впрочем как и во Франции в конце XVIII века.

Массовое измение мировоззрения при неизменном укладе жизни неизбежно рано или поздно "рванет". Особенно в обществе где по сути не было институтов легальной политической борьбы.

Reply

newclon November 16 2018, 11:06:03 UTC
Какая наивность. У царских компрадоров было триста лет, чтобы развивать страну и народ. Вопрос времени у него видите ли. Ещё триста лет бы ждали. Бесят такие дураки. Нахер вы компрадорам-русофобам сдались?

Reply

ext_3922140 November 16 2018, 11:54:36 UTC
А вы, судя по лексике, революционэр?

Да, вопрос времени: большевики свой программой "ликбеза" лишь более или менее удачно завершили то, что было начато ещё в Российской Империи. Заодно уничтожив весьма неплохую царскую систему образования.

Reply

newclon November 16 2018, 17:17:53 UTC
Рассуждения дурака. А сейчас, что происходит? Четыре класса и хватит вашим детям за глаза. РФ - это реинкарнация РИ.
Видимо вам не пошло впрок образование.

Reply


Leave a comment

Up