Я работаю с одной женщиной (в дальнейшем - Ж.Ю.), у которой в разговорах есть два любимых пунктика: комментировать, что мы ни в чём не можем быть уверены (в стиле "А откуда вы наверняка знаете, что Земля на самом деле шар?"), и делать мне замечания.
В этом рассказе выстрелит только второе ружьё, про первое упомянул для полноты образа.
Сегодняшняя картина маслом.
Обед. Нас за столом трое: начальник, Ж.Ю. и я.
Начальник заговаривает про погоду, вспоминает прошедший футбол и задумывается, какой климат в ЮАР. Таким образом поднимается тема южных широт.
Я говорю, что насколько мне известно, на юге полоса океана очень широкая, и все территории Южного полушария куда ближе к экватору, чем наши. В какой-то момент произношу следующее: "Во всяком случае, полярных ночей у них там точно нигде нет".
Доселе молчавшая Ж.Ю. внезапно вставляет: "У них? А вы отделяете себя от них?"
Я выпадаю в осадок и отвечаю, что да, вообще-то от жителей Южного полушария себя отделяю.
Это замечание почему-то и дальше не даёт мне покоя, и через несколько минут, в паузе между едой и чаем я прошу перевести её эту фразу. С русского на русский. (Обычно она переводит фразы для нашей программы на другие языки).
Ж.Ю. поясняет: "Ну вы себя отделили от других жителей Земли, и вообще часто так рассуждаете: мол, я, мол, они..."
Я кратко повторяю, кто такие были они в контексте разговора, и говорю, что смысла в её ремарке так и не увидел никакого, кроме одного: рефлекс ко мне придираться настолько в ней засел, что она это делает уже на автомате, не думая.
Ж.Ю. говорит: "Да, может быть, но значит, вы меня сами провоцируете..."
Я говорю, что обращался не к ней, и что вообще уже боюсь слово при ней произнести, потому что это вызывает самые непредсказуемые реакции.
Ж.Ю. говорит: "Но ведь это и хорошо, что люди разные и непредсказуемые".
Я говорю, что если встану на голову на обеденный стол, то это, пожалуй, будет непредсказуемо, и интересуюсь, понравится ли ей это.
Ж.Ю. говорит: "Не знаю".
Надо было попробовать. Но я не рискнул. Начальник был в соседней комнате.