Посмотрел вчера "Москва-Кассиопея". Мда.
Я наивно полагал, что если художественный фильм детский, но при этом всё-таки научно-ориентированный, то все чудеса, которые происходят, не выходят за рамки обрисованной в этом же самом кино научной картины мира. И думал, что советское кино в этом смысле выгодно отличается от голливудчины.
Поясню. С самого начала всё построено на идее дальности космических перелётов, на том, что наука пока не знает способов преодолевать световой барьер и "прогрызать дырки в пространстве", что именно поэтому лететь к звёздам должны дети (которые к моменту завершения полёта станут зрелыми людьми). Это прекрасно.
Во второй части фильма начинается сам полёт. И вот тут начинают происходить очень странные вещи.
Пролетев какое-то время - с нормальной, понятной науке досветовой скоростью! (это так, потому что чудо случится чуть погодя, и на этом заострят внимание), экипаж оказывается рядом с-чем-бы-вы-думали с Проксимой! Центавра! До которой, сколько себя помню, всегда было 4 световых года...
То, что на борту прошло много меньше четырёх лет, может объясняться релятивистским ускорением времени, и это вполне соответствует тогдашним научным теориям, заявленным в фильме. Но мы узнаём, что и на Земле четырёх лет не прошло! Потому что после форс-мажорной ситуации (о которой ниже) происходит обрыв связи, и нам показывают обеспокоенных учёных на Земле - ничуть не постаревших и ничем не дающих понять, что прошли годы. А между прочим, к этому моменту должны были пройти уже не четыре, а все восемь! т.к. об обрыве связи учёные смогли бы узнать только ЕЩЁ через четыре года, пока информация долетит обратно от Проксимы.
(В то, что годы всё-таки могли пройти, зритель, видевший картину целиком, никогда не поверит, потому что чуть позже нам покажут, как тут годы проходят).
Одно из двух - или корабль и радиоволны уже научились чудесным образом скакать через световой порог (но почему-то никто из героев этого не замечает и не кричит ура), или Проксима Центавра в реальности этого фильма находится где-то в окрестностях Солнечной системы (замечательное открытие, которое почему-то тоже никого не удивляет).
Спишем Проксиму на то, что юные космонавты совместно с корабельным компьтером и маститыми земными учёными дружно обознались, и летим дальше. Дальше становится ещё интереснее.
Происходит "официальное" чудо (приведшее к тому самому обрыву связи), то есть не ляп, а именно сюжетное чудо - случайно задев рычаг, мальчуган умудряется разогнать корабль до сверхсветовой скорости и отправить в гиперпрыжок. Это уже само по себе радует - стало быть, советсткие учёные "случайно" построили корабль, умеющий скакать через пространство, но сами не знают, как.
Здесь уже начинается полагающееся по сценарию удивление. Это хорошо. Но странно, что при этом происходят другие "незапланированные" чудеса, которых по традиции никто из героев не замечает.
Включается видеосвязь с Землёй. Из разговора выясняется, что на Земле за время прыжка прошло двадцать лет. Поэтому все выросшие, постаревшие и бородатые. А ребята теперь находятся на расстоянии в сотни световых от Земли. Примем для простоты рассуждений, что в одной сотне.
А теперь внимание! Даже опустив момент пеленгации (допустим, корабль абсолютно точно знает, в каком направлении, с какой скоростью и сколько времени летел, а потому местонахождение Земли и корабля относительно друг друга всегда известно), получаем, что возобновлённый сигнал должен прийти от корабля на Землю через сто лет. Равно как и сигнал с Земли на корабль.
Реально же видео включается через несколько минут.
Сам же разговор идёт в режиме диалога! И запаздывания в сто лет явно не наблюдается. =) А ведь даже если снова учесть возможное ускорение времени на борту корабля (с которого диалог показывают зрителю), у землян-то его нет. =)
Тем не менее, после того как Дуров говорит первую фразу, командир экипажа ему отвечает, на что Дуров даёт вторую фразу в ответ - и при этом его борода не удлиняется на двести лет. Ура-ура, корабль не только смог непостижимым образом сделать сверхсветовой скачок, он ещё попутно при этом научился гнать волны со сверхсветовой скоростью. Странно опять-таки, что никто не обращает на этот радостный факт ни малейшего внимания.
Ну и апофеоз непоследовательного взгляда на световой рубеж. За эти двадцать лет на Земле наконец расшифровали сигналы, которые шли с Кассиопеи. Оказывается, цивилизация послала сигнал бедствия, и её надо спасать. Скорей-вперёд! Вот только при этом в очередной раз упускается, что момент принятия сигналов на Земле должен был произойти никак не раньше, чем через сто лет после их отправки (плюс двадцать лет полёта) - так что бросаться на помошь гибнущим братьям по разуму самое время!
Возражения в духе "да это же кино, да это же художественная условность" не принимаются.
Естественно, кино есть кино, а условность есть условность. Прошу понять меня правильно - не придираюсь к фантастике как таковой, тем более киношной, тем более детской. И против чудес тоже ничего не говорю. Например, ничего в этом кино не имею против "доброго волшебника" Смоктуновского. Потому что его чудеса не касаются области астрофизики и никак не связаны с постулатами, на которых вроде как построен фильм. Потому что когда он кладёт на стол целую и невредимую записку, смытую в канализацию, герои хотя бы этому удивляются. Это преподносится именно как чудо, а не как самоочевидное явление.
Но зачем вставлять научные тезисы и тем более всецело строить на них завязку, чтобы затем путаться в них на каждом шагу?
Снимали бы уж тогда не отягощённую физикой сказку. Я бы слова не сказал. Сняли же "Приключения Электроника", "Гостью из будущего", "Эту весёлую планету".
А если так хотелось совместить лёгкий жанр с претензией на техничность, то и тут можно было избежать внутренних противоречий, как показывает пример "Большого космического путешествия".
Update. Обсуждение идёт не только здесь, но и
здесь, в сообществе фанатов фильма.